При парезе мягкого неба – провисание неба, его подвижность ограничена. Как следствие этого исследователи отмечали открытую ринофонию разной степени выраженности (Р.И. Мартынова, М.В. Ипполитова и Е.М. Мастюкова, О.В. Правдина, М.Е. Хватцев и др.).
С середины 70-х годов появились работы по исследованию детей со стертой формой дизартрии. В эту группу попали дети, у которых не отмечалось грубых органических поражений нервной системы и при логопедическом обследовании их принимали за детей с дислалией. Однако на постановку и автоматизацию звуков времени с такими ребятами уходило гораздо больше, чем при дислалии (Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольская.
Р.И. Мартынова по результатам обследования детей со стертой дизартрией отмечает следующие симптомы органического поражения нервной системы: стертые парезы, изменения мышечного тонуса, гиперкинезы в мимической и артикуляторной мускулатуре, патологические рефлексы.
При поражении подъязычных нервов (XII пара) наблюдаются некоторые ограничения движения языка в сторону, гиперкинезы. Повторные движения языка вверх, в стороны вызывало утомление, темп движений у ребенка замедлялся. Асимметрия лицевых нервов (VII пара) отмечалась у этих детей в виде сглаженности одной из носогубных складок. Тяжелых расстройств со стороны языкоглоточных и блуждающих нервов (IX и X пары), тройничных нервов (V пара) у детей со стертой формой дизартрии автором не наблюдалось.
Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольская также изучали детей со стертой формой псевдобульбарной дизартрии. Они отмечали избирательную слабость, паретичность лишь некоторых мышц языка. У детей была асимметричная иннервация языка, которая при артикуляции проявлялась в слабости движений одной половины языка. Они не могли распластать язык, равномерно поднять его края вверх. Наблюдались сглаженность носогубных складок, наличие патологических рефлексов (например, хоботкового рефлекса) и асимметрия движений языка и губ. Эти нарушения, по мнению авторов, вызваны органическими поражениями речедвигательного анализатора, которые носили невыраженный, стертый характер и проявились, только в динамических двигательных процессах.
В результате нарушений двигательной сферы у детей с дизартрией страдает фонетическая сторона речи.
Звукопроизношения;
Нарушения звукопроизношения у детей проявляются в том, что они не могут в должный срок и с должным качеством научиться произносить звуки родного языка. Для родителей это становится заметным в случаях грубой патологии – на 2–3-м годах жизни. В случаях не очень тяжелых расстройств они замечают это поздно: на 5–6-м годах жизни, то есть тогда, когда ребенок должен овладеть нормативным произношением всех звуков речи.
Псевдобульбарная дизартрия диагноз, означающий достаточно серьезное нарушение, обусловленное органическим поражением определенных центров головного мозга, ответственных за управление произвольными мышечными движениями, составляющими артикуляцию. В результате этого нарушается тонус мышц, участвующих в артикуляции, объем их движений ограничен. Как правило, у таких детей отмечается слюнотечение (они не сглатывают слюну, как это автоматически делают здоровые дети). В ряде случаев нарушается акт жевания, страдает мимика.
Таким образом, неразборчивая речь при псевдобульбарной дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи, ее мелодико-интонационной стороны, т.е. нарушением просодики. Также характерна невыразительность речи, монотонность интонации, назальный оттенок произношения. Вместе с тем может осложняться фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием и другими речевыми расстройствами.
Статьи по теме:
Основные задачи курса «Методика физического воспитания и развития детей» в
педагогическом колледже
Пидкасистый П.И. (1996) говорил, что совершенствование деятельности специалиста по физической культуре во многом зависит от качества его профессиональной подготовки в колледже или вузе. Основополагаю ...
Пример применения песочной терапии на развивающем занятии в ДОУ
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришел песок, чтобы поведать свои тайны, рассказать интересные истории и сказки. Здесь, в нашей песочнице, живет властелин песка — Песочный Человечек. Он очень весе ...
Диагностика уровня сформированности игровой деятельности у детей старшего
дошкольного возраста
Мы оценивали игровые умения, представленные в методике Н.Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, ...