Если говорить о творчестве как о процессе, тогда речь пойдет о творческом мышлении. Согласно словарю терминов, творческое мышление - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Г. Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:
Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
Инкубация — временное отвлечение от задачи.
Озарение — появление интуитивного решения.
Проверка — испытание и/или реализация решения.
Надо заметить, что это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.
А. Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.
Стадии
1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.
2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда человек не думает о так и нерешённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает А.Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.
3. И, наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.
4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.
Любопытно отметить, что сходные с описанными А.Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.
1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.
Повышенный интерес к проблеме творческой одаренности (креативности) связан с социальной необходимостью общества в творческих кадрах, исполнителях, которые легко адаптируются к научным открытиям, изобретениям, быстро меняющемуся потоку информации.
Впервые понятие «креативность» (творческая одаренность) использовал Д.Томпсон в 1922 году, обозначив этим термином способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Изучение творческой одаренности началось в 50-х годах ХХ века, когда понятие «креативность» было введено в психологическую науку. По Дж.Гилфорду, который одним из первых занялся исследованием творческой одаренности, креативность понимается как общая способность к творчеству; это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.
В психологической энциклопедии дается такое определение: креативность (от англ. create — создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Статьи по теме:
Понятие логического мышления
Логическое мышление как феномен изучается различными науками: философией, психологией, логикой. Каждая из них по-своему, что вполне справедливо, определяет его сущность. Так, например, в одних источн ...
Методики логопедической работы по выявлению и
устранению нарушений письменной речи у учащихся начальных классов
При разработке методики Р.И. Лалаевой за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структур ...
Качества, необходимые учителю
Профессиональные качества, необходимые учителю принято разделять на объективные (характеризуют подготовку педагога с научной точки зрения) и субъективные (качества, характеризующие педагогический тал ...