1. При проверке домашнего задания.
Примером может служить задание для учащихся 8 класса по пройденной теме «Вводные и вставные конструкции»:
1) Данные слова и словосочетания распределите в два столбика:
а) выступающие в роли вводных;
б) никогда не выступающие в роли вводных.
Конечно, очевидно, ведь, видимо, по-моему, вот, будто, помнится, следовательно, как будто, словно, значит, наоборот, именно, например, кстати, во-первых, как раз, едва ли, вряд ли, словом, вообще говоря, с одной стороны, почти, приблизительно, примерно, просто, как бы, даже.
2) Записать предложения, правильно расставляя знаки препинания. Найти вводные и вставные конструкции. Какие еще синтаксические конструкции встретились в предложениях? Обозначить их графически.
Однажды вечером это было в начале 1773 года сидел я дома один слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи бегущие мимо луны.
Он ехал теперь к Яузскому мосту где ему сказали был Кутузов.
Плотва брала как говорят рыболовы чуть ли не на голый крючок.
Правой рукой Иван Иванович так зовут директора растирает левую.
2. При изучении нового материала.
Например, в девятом классе при изучении темы «Придаточные места» предлагаю ребятам изучить параграф 14 и заполнить таблицу.
вопросы |
союзы или союзные слова |
указательные слова |
место придаточного |
примеры сложноподчиненных предложений с придаточными места |
Кроме того, школьники участвуют в семинарских занятиях, готовят доклады, сообщения, рефераты, презентации по теме. Наглядные пособия – карты, схемы, опорные конспекты – также способствуют развитию умения делать самостоятельный анализ и выводы. Кроме того, сами учащиеся в ходе самостоятельной урочной/внеурочной деятельности могут создавать наглядные пособия к урокам русского языка и литературы. Наибольший интерес у учащихся 10-х классов вызывает приготовление презентации по биографии писателя. В этом учебном году учащиеся 8-10 классов создали компьютерные презентации по жизни и творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, А.И. Гончарова, Ф.М. Достоевского. В дальнейшем эти материалы можно использовать при работе с другими классами.
Также на уроках использую различный раздаточный материал (карточки-задания, инструкционные карты), который помогает учащимся в ходе самостоятельной работы анализировать, делать выводы.
3. На этапе первичной проверки усвоения, закрепления новых знаний.
Так учащимся 9 классов после изучения темы «Виды придаточных» было предложено разноуровневое задание, причем ребята самостоятельно выбирают уровень сложности:
ü 1 уровень ( на «3»)
Записать 10 сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных, расставляя знаки препинания.
ü 2 уровень (на «4»)
Записать 10 сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных, расставляя знаки препинания, определяя вид придаточного.
Начертить схему предложения.
ü 3 уровень (на «5»)
Составить предложения по предложенным схемам.
На уроках литературы учащиеся проводят разнообразные исследования: сравнивают текст художественного произведения и его инсценировку или экранизацию, работают с текстом и иллюстрациями, сравнивают окончательный текст и черновики автора.
Например, при изучении комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» школьники обсуждали, почему по-разному трактуются образы данного произведения в театре, в живописи, в кино. Для этого проводилась работа по тексту:
· Анализ характеристики героев, данной автором в ремарках;
Статьи по теме:
Методы профессиональной диагностики и
профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи выборе профессии в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и особенностями личности, а также возможностями, которые предст ...
Разнообразие форм воспитательной работы
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. К специфической ...
Детская сказка, как добрый воспитатель нравственности у старших
дошкольников
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует о ...