Воспитывающим фактором в организации и проведении туристско-краеведческой работы с детьми выступает первичное детское объединение. Взаимодействие коллективной (групповой) и индивидуальной деятельности – одно из условий личностного развития каждого ее участника.
Важнейший фактор воспитания - Личность взрослого - педагога, руководителя группы, похода, экспедиции, его особая педагогическая позиция - сотрудничества с юными участниками, активного участника ТКД на всех ее этапах; ответственного за жизнь, здоровье детей в сложных условиях похода, путешествия; человека - увлеченного туризмом, краеведением, опытного профессионала.
Содержание образовательной ТКД ориентировано на широкую допрофессиональную подготовку детей, их ознакомление с различными профессиями, выявление личных склонностей, качеств, способностей к определенным областям знаний, человеческой трудовой деятельности, а также на воспроизводство кадров организаторов туристско-краеведческой работы с детьми.
Содержательный стандарт туристско-краеведческой деятельности максимально включает специфику Восточного округа, Подмосковья (природные, экологические, социальные, культурно-исторические компоненты), а также "Примерный перечень" значительных объектов России, СНГ (разработанный в ДДЮТЭ «Родина»). Содержание ТКД дополняет, углубляет основное образование школьников практически по всем образовательным областям, придавая им личностную, практическую значимость, интегрируя основное и дополнительное образование в жизненный опыт ребенка.
Цель образовательной деятельности реализуется через комплекс задач:
- формирование у детей гражданской позиции;
- выявление и развитие "Я" в каждом ребенке;
- формирование потребностей здорового образа жизни;
- обогащение духовного мира и жизненного опыта ребенка - важного средства его развития;
-вооружение комплексом специфических туристско-краеведческих, организационных, коммуникационных, самоуправленческих знаний, умений, навыков;
- обогащение и практическое закрепление базовых знаний, умений, навыков, приобретенных в школе, дошкольном учреждении;
- ранее профессиональное ориентирование детей;
- нравственно-волевое, эмоциональное воспитание и развитие детей;
- физическое оздоровление детей.
Содержание образовательно-воспитательной, оздоровительной деятельности определяют:
а) основы туризма как специфической области человеческой деятельности (виды туризма, знания, умения, навыки);
б) многопрофильное краеведение как познавательная комплексная деятельность;
в) основы экологии - науки о взаимодействии человека и мира, природы;
г) основы медицины в части жизнеобеспечения, безопасности детей в ТКД;
д) организация жизнедеятельности детского туристско-краеведческого объединения (коллективная творческая деятельность, самоуправление, позиция каждого в деятельности);
е) культурологическая деятельность по формированию духовного мира ребенка;
ж) спортивно-оздоровительная деятельность, общественно-полезная, трудовая деятельность юных туристов;
з) социально-педагогическая, общественно-полезная, трудовая деятельность юных туристов.
Основное содержание образовательной ТКД - окружающий ребенка мир во всем его многообразии.
Статьи по теме:
Понятие "социальная педагогика"
Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: "Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая восп ...
Результаты частичного апробирования программы
На практике апробирована лишь часть программы. Было проведено 6 занятий. Организованна выставка «В здоровом теле здоровый дух» для начальных классов. Для вторичной диагностики использовалась методика ...
Обследование письменной речи детей 2 класса
Проявления разных видов дисграфии и ее причинная обусловленность у учащихся младших классов изучаются прежде всего в процессе индивидуального обследования детей. Причинная обусловленность дисграфии р ...