Рекомендации для учителей и родителей

Страница 1

В настоящее время одной из мер коррекции временных задержек психического, речевого, моторного развития может стать обучение ребенка в классах "коррекционно-развивающего обучения", которые получили в настоящее время широкое распространение в массовых школах. В этих классах при общем щадящем режиме обучения и жизни создаются наиболее благоприятные условия для организации медико-педагогической коррекции. Однако решить вопрос о переводе ученика в такой класс самостоятельно учитель не может.

Для того чтобы определить, где ребенок может учиться и какой режим ему посилен, необходимо направить его на медико-педагогическую комиссию. Желательно, чтобы учитель подготовил педагогическую характеристику ученика, и очень важно, чтобы она была составлена объективно и грамотно. В ней должны быть отражены следующие вопросы: сколько времени ученик обучается в данном коллективе; социально-бытовые условия, в которых живет и воспитывается малыш; в каком возрасте поступил в школу и в какой степени был к ней подготовлен; как успевает ребенок и в чем заключаются трудности усвоения им программы, характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам); особенности поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень внимания. Более детально необходимо остановиться на тех случаях, когда у ребенка выражена двигательная расторможенность, повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность и т.д.; взаимоотношение ученика с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети; указать, какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и т.д.).

При решении вопроса о необходимости направления ученика на медико-педагогическую комиссию, дублирования класса, перевода в другое учебное учреждение учителя часто сталкиваются с тем, что родители категорически отказываются от этого, конфликтуют с педагогами, с дирекцией школы, стараются самостоятельно заниматься с детьми, нанимают педагогов со стороны. В подобной ситуации учитель должен убедить родителей, что они тем самым наносят непоправимый вред своему ребенку. Положение такого ученика в классе становится очень тяжелым. Он начинает отставать все больше и больше, не понимает объяснений учителя, ему все труднее найти контакт со сверстниками. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

Первое, на что может обратить внимание учитель, - неумение ребенка выделять отдельные звуки в слове. Нередко вместо звука ребенок выделяет слог. Отчасти это связано с тем, что слог является естественной минимальной произносительной единицей, а потому слоговое членение слова легче осознается ребенком. Большинство здоровых детей осваивают это еще в дошкольном возрасте или за 1-2 месяца обучения в школе.

Так, например, наличие у ребенка грамматических ошибок, неусвоенные правила, словарные слова требуют дополнительного объяснения, тренировок, повторения. Если же в письме стойко встречаются замены букв (б - п, д - т), пропуски гласных звуков, неправильные окончания, искажения слов или целых фраз и т.д., это может быть проявлением недоразвития речи - нарушения фонетико-фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа.

В подобных случаях ничто не поможет ребенку, кроме специальной логопедической помощи. И чем раньше она будет оказана, тем эффективнее будут результаты. Простое же повторение правил, переписывание упражнений совершенно бесполезны. Неосведомленность родителей в этих вопросах и, как следствие, неправильно организованная помощь приводят к тому, что со временем на ошибки подобного "дисграфического" характера наслаиваются орфографические ошибки, т.е. развивается "дисорфография".

Обратите внимание, как работает ребенок: успевает ли за темпом всего класса, быстро ли устает, что дается ему труднее. В любых ситуациях старайтесь сохранять спокойный тон, не кричите, не оскорбляйте его перед всем классом, будьте доброжелательны. Пусть малыш будет уверен, что вы его любите, что всегда к нему справедливы.

Занимаясь с отстающим учеником, старайтесь не допускать, чтобы у него образовалась педагогическая запущенность, какой-нибудь пробел. С этой целью не переходите к изучению нового материала, пока не усвоен пройденный. Если малыш очень медлителен, неловок (а это бывает при задержке моторного развития), ни в коем случае нельзя торопить его и тем более снижать оценку за то, что он не успел выполнить все задание или не очень качественно его выполнил.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Методика решения задач на построение
Суть решения задачи на построение состоит в том, что требуется построить наперед указанными инструментами некоторую фигуру, если дана некоторая фигура и указаны некоторые соотношения между элементами ...

Противоречивое воспитание
«Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка. Противоречивость выступае ...

Типология языковых способностей
Вербальные способности - вербальный интеллект. Степень выраженности у индивида словесно-логического (вербального) мышления, способности использовать язык, речь как средство оформления мыслей. Вербаль ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru