Рассматривая теорию профессиональной ориентации, необходимо коснуться и этической стороны обсуждаемой темы.
В профориентации этические проблемы можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения готовности оптанта к выбору и реализации определенной нравственной позиции и с точки зрения готовности психолога-профконсультанта оказать оптанту реальную помощь в таком самоопределении, без какого бы то ни было нарушения этических норм взаимодействия психолога с клиентом.
Основные этические противоречия профессионального самоопределения, часто являющиеся источниками проблем ценностно-нравственного характера:
противоречие между правом человека на самоопределение и
его неготовность к этому, что создает основу для принятия консультантом
решения за клиента, а иногда и манипулирование консультируемым клиентом;
противоречие между интересами общества и конкретной личностью, которые не всегда могут совпадать;
противоречие между мировоззрением психолога и его клиента;
противоречие между высокими и благородными устремлениями профконсультанта и его ограниченностью в адекватных этим устремлением методах работы;
противоречие между высокими и благородными устремлениями профконсультанта и явным прагматизмом нашего времени, когда многие клиенты просто хотят "лучше устроиться в этой жизни" и их не всегда могут интересовать проблемы личностного и нравственного самосовершенствования;
противоречие между различными этическими системами и уровнями их овладения разными людьми.
При прогнозировании эффективности профессионального самоопределения слова (планы, рекомендации) могут расходиться с делами (реальными выборами). Если рассматривать качественный критерий профконсультационной работы, то более значимым оказывается не конкретная рекомендация, а формирование у консультируемого умения ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях, что предполагает его готовность самостоятельно корректировать первоначальные профессиональные планы.
Система профориентации личности - это организованная, управляемая деятельность различных государственных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения людей в интересах личности и общества в целом.
На каждом этапе общественного развития система профессиональной ориентации решает определенные задачи. Общая цель системы профориентационной работы - подготовка человека к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
Статьи по теме:
Характеристика детей с задержкой психического развития. Пути практического
овладения письмом
При анализе имеющейся литературы можно выделить 4 разных подхода к проблеме изучения и обучения детей данной категории (иногда эти подходы выступают в сочетании): Широко распространен взгляд в больши ...
Анализ результатов констатирующего эксперимента
На основе проведенной работы определили следующие критерии. Первый этап Задание № 1. " Если бы у тебя был цветик – семицветик?" После того, как детям была прочитана сказка В.Катаева "Ц ...
Опыт организации внеурочной работы в МОУ школа №2
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание подростков происходит в любой момент их де ...