выделение логической структуры и логического типа изучение нового материала, организация целенаправленного и систематического повторения;
систематическое использование различных видов наглядности: таблиц, схем и т.д.;
осуществление внутрипредметных и межпредметных связей; использование алгоритмов;
обучение от простого к сложному, от представлений к понятиям, от известного к неизвестному, от знаний к умениям, а от них – к навыкам.
Принцип доступности:
использовать и осуществлять процесс обучения на основе реальных мыслительных способностей учащихся конкретного класса (городской или сельской школы);
опираться в процессе обучения на возрастные и индивидуальные особенности учеников;
выполнять требования программы к математической постановке учащихся при планировании содержания обучения;
Опираться на знания учеников, уровень их общеучебных умений и навыков, учитывать их трудоспособность;
не допускать умственных перегрузок, использовать различные меры помощи ученикам.
Принцип стимулирования положительного отношения учеников к учебе, формирования у них интереса к познаниям, потребности в знаниях:
объяснять ученикам гражданскую и личную значимость изучения математики;
раскрывать значимость знаний не только для получения высшего образования но и для творческой деятельности в сферах материального производства;
развивать интерес учащихся к математике путем включения в процесс обучения занимательных задач, исторических экскурсов, математических игр, стихов, выдержек из художественной литературы и т.д.;
стимулировать активную мыслительную деятельность учеников при помощи математических задач, приемов и методов обучения;
развивать оперативную сторону обучения: учить работать со школьными учебниками с математической книгой, логически верно строить ответ проводить доказательства, решать математические задачи;
предъявлять явные (точные, ясные) требования к учебной деятельности школьников, осуществлять контроль за результатами обучения и объективно выставлять оценки.
Принцип прочности знаний:
во время подготовки школьников к ознакомлению с новым материалом необходимо обеспечить мотивацию и установку на осмысленное и целевое усвоение;
изучение нового материала должно быть организованно так, чтобы учащиеся принимали в этом процессе как можно более активное участие;
частота повторений должна соответствовать ходу кривой запоминания: наибольшее число повторений требуется сразу после ознакомления учеников с новым материалом, после чего число повторений должно постепенно снижаться, но не исчезнуть окончательно;
важной формой закрепления пройденного является систематизация материала, применение разнообразных видов мыслительной деятельности учащихся.
Принцип наглядности:
при обучении математики используются доступные виды наглядности: натуральную (природную), изобразительную (фотографии, художественные картины, рисунки), символическую (чертежи, схемы, таблицы, диаграммы);
не увлекаться использованием большого числа наглядных пособий; они должны применяться при раскрытии наиболее сложных вопросов темы;
нецелесообразно выставлять наглядные пособия все сразу, а использовать их в ходе преподавания;
во время демонстраций наглядного пособия полезно несколько замедлить темп объяснения, что дает возможность ученикам лучше обдумать излагаемый материал;
во время занятий желательно сочетать различные средства наглядности;
необходимо добиваться активной работы учащихся с наглядными пособиями.
Принцип индивидуализации обучения:
постоянно изучать особенности мышления каждого ученика, способности его памяти, отдельных анализаторов (слух, зрение);
устанавливать, какие индивидуальные особенности учеников влияют на процесс учения положительно, какие отрицательно и какие – нейтрально;
использовать различные приемы, которые учитывают усвоение материала различными учениками (дифференцированные домашние задания или классные задания, опережающие, развивающие, дополнительные индивидуальные задания, занятия кружка).
Статьи по теме:
Детская безнадзорность и беспризорность
Одной из наиболее острых проблем современного российского общества, связанной с издержками социализации детей в неблагополучных семьях, является детская беспризорность (бездомность) и безнадзорность ...
Психологические особенности развития познавательных процессов
в младшем школьном возрасте
В практике обучения детей младшего школьного возраста в последние годы произошли качественные изменения. И на данном этапе, пожалуй, нет ни одной другой ступени образования, которая имела бы такое ко ...
Самостоятельная работа студентов-дипломников - вопросы
антропологической собственности
Философы говорят, каковы ценности, таковы общество и личность. На этапе социальной трансформации происходят существенные изменения в сфере труда, собственности, власти, информации, знаний и образован ...