выделение логической структуры и логического типа изучение нового материала, организация целенаправленного и систематического повторения;
систематическое использование различных видов наглядности: таблиц, схем и т.д.;
осуществление внутрипредметных и межпредметных связей; использование алгоритмов;
обучение от простого к сложному, от представлений к понятиям, от известного к неизвестному, от знаний к умениям, а от них – к навыкам.
Принцип доступности:
использовать и осуществлять процесс обучения на основе реальных мыслительных способностей учащихся конкретного класса (городской или сельской школы);
опираться в процессе обучения на возрастные и индивидуальные особенности учеников;
выполнять требования программы к математической постановке учащихся при планировании содержания обучения;
Опираться на знания учеников, уровень их общеучебных умений и навыков, учитывать их трудоспособность;
не допускать умственных перегрузок, использовать различные меры помощи ученикам.
Принцип стимулирования положительного отношения учеников к учебе, формирования у них интереса к познаниям, потребности в знаниях:
объяснять ученикам гражданскую и личную значимость изучения математики;
раскрывать значимость знаний не только для получения высшего образования но и для творческой деятельности в сферах материального производства;
развивать интерес учащихся к математике путем включения в процесс обучения занимательных задач, исторических экскурсов, математических игр, стихов, выдержек из художественной литературы и т.д.;
стимулировать активную мыслительную деятельность учеников при помощи математических задач, приемов и методов обучения;
развивать оперативную сторону обучения: учить работать со школьными учебниками с математической книгой, логически верно строить ответ проводить доказательства, решать математические задачи;
предъявлять явные (точные, ясные) требования к учебной деятельности школьников, осуществлять контроль за результатами обучения и объективно выставлять оценки.
Принцип прочности знаний:
во время подготовки школьников к ознакомлению с новым материалом необходимо обеспечить мотивацию и установку на осмысленное и целевое усвоение;
изучение нового материала должно быть организованно так, чтобы учащиеся принимали в этом процессе как можно более активное участие;
частота повторений должна соответствовать ходу кривой запоминания: наибольшее число повторений требуется сразу после ознакомления учеников с новым материалом, после чего число повторений должно постепенно снижаться, но не исчезнуть окончательно;
важной формой закрепления пройденного является систематизация материала, применение разнообразных видов мыслительной деятельности учащихся.
Принцип наглядности:
при обучении математики используются доступные виды наглядности: натуральную (природную), изобразительную (фотографии, художественные картины, рисунки), символическую (чертежи, схемы, таблицы, диаграммы);
не увлекаться использованием большого числа наглядных пособий; они должны применяться при раскрытии наиболее сложных вопросов темы;
нецелесообразно выставлять наглядные пособия все сразу, а использовать их в ходе преподавания;
во время демонстраций наглядного пособия полезно несколько замедлить темп объяснения, что дает возможность ученикам лучше обдумать излагаемый материал;
во время занятий желательно сочетать различные средства наглядности;
необходимо добиваться активной работы учащихся с наглядными пособиями.
Принцип индивидуализации обучения:
постоянно изучать особенности мышления каждого ученика, способности его памяти, отдельных анализаторов (слух, зрение);
устанавливать, какие индивидуальные особенности учеников влияют на процесс учения положительно, какие отрицательно и какие – нейтрально;
использовать различные приемы, которые учитывают усвоение материала различными учениками (дифференцированные домашние задания или классные задания, опережающие, развивающие, дополнительные индивидуальные задания, занятия кружка).
Статьи по теме:
Лингвистические и психолого-педагогические основы формирования лексико-грамматического
строя речи в норме
Слово рассматривается в лингвистике как минимальная единица оценки, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, и работа над словом является одной из важнейших в общей сис ...
История изучения нарушения письменной речи
Впервые на нарушение чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много других работ, в которых давались описания детей с различ ...
Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР детский сад №462 г. Челябинска, в старшей группе, количество детей – 18 человек. Задачи опытно-экспериментальной работы: Выявить уровень с ...