Анализ результатов коррекционно-логопедической работы

Страница 6

Для реализации цели данного исследования и проверки гипотезы было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование.

С целью сравнения качества письменных работ и уровня развития зрительной памяти детей с дисграфией и развитием письменной речи в норме, а также для изучения соотношения специфических ошибок письменных работ младших школьников со смешанной дисграфией был проведен констатирующий эксперимент.

Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что в среднем в одной письменной работе детей с развитием письменной речи в норме обнаружено 1,6 ошибок, а в одной письменной работе детей с дисграфией в среднем обнаружено 3,9 специфических ошибок. То есть в письменных работах детей с дисграфией ошибок в два раза больше, чем у детей с развитием письменной речи в норме.

В письменных работах младших школьников с дисграфией наибольший процент ошибок составляют смешения графически сходных рукописных букв, на втором месте ошибки обозначения границ предложения и слова. Эти виды ошибок говорят о несформированности графического образа буквы, низком уровне развития зрительной памяти.

Результаты диагностики зрительной памяти младших школьников показали, что уровень зрительной памяти второклассников с дисграфией значительно ниже, чем у второклассников с нормальным развитием письменной речи. Если дети с развитием письменной речи в норме во время первого этапа пробы (сразу после прекращения экспозиции стимульного материала) правильно воспроизвели в среднем 3,3 фигуры из 4, то дети с дисграфией — 2,5-2,6 фигуры. Во время второго этапа (через 25-30 минут) дети с развитием письменной речи в норме правильно воспроизвели в среднем 2,8 фигуры, а дети с дисграфией — только 1,6 фигуры.

Следовательно, упражнения на развитие зрительной памяти должны являться обязательными элементами коррекционной работы по устранению и профилактике дисграфии.

Разработанная и реализованная в рамках данного исследования система коррекционно-логопедического воздействия по развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с дисграфией ставила перед собой следующие цели: развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза; расширение объема кратковременной зрительной памяти; развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти; формирование механизма запоминания зрительного образа слова (зрительной эйдетики); развитие внимания; развитие звукобуквенного анализа; развитие навыков работы с текстом. Применяемый нами на протяжении формирующего этапа исследования материал содержит коррекционно-развивающие упражнения и игры, направленные на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста через систему индивидуальных занятий в школьном логопункте.

Для определения эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы по развитию зрительной памяти в деле устранения смешанной дисграфии мы провели сравнительный анализ результатов, продемонстрированных детьми контрольной и экспериментальной групп, и сопоставительный анализ результатов детей экспериментальной группы, полученных до проведения коррекционно-развивающей работы и после нее.

Результаты пробы на зрительную память у детей контрольной группы практически не изменились по сравнению с результатами констатирующего этапа исследования.

Результаты детей экспериментальной группы значительно улучшились и приблизились к показателям детей с развитием письменной речи в норме. Так, среднее количество правильно воспроизведенных фигур у второклассников экспериментальной группы во время первого этапа диагностики составило 3,1 фигуры (у второклассников с развитием письменной речи в норме — 3,3 фигуры), а среднее количество правильно воспроизведенных фигур во время второго этапа диагностики составило 2,4 фигуры (у второклассников с развитием письменной речи в норме — 2,8 фигуры).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Содержание и последовательность работы над изложением
Изложение - одно из средств обучения связной речи, средств формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следователь ...

Обзор программных средств для разработки тестов
На сегодняшний день, на рынке средств разработки программного обеспечения, существует огромное количество разнообразнейших программ от мощных программных комплексов до простых компиляторов и интерпре ...

Уроки предметно-практического обучения в школе для глухих детей
Уроки предметно-практического обучения (уроки ППО) – одна из самых оригинальных и специфических организационных форм обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе. Конечная метацель этих уро ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru