Диаграмма 1.Сопоставление результатов анализа внимания в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 2. Сопоставление результатов анализа памяти в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 3. Сопоставление результатов анализа мышления в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 4. Сопоставление результатов анализа речи в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 5.Сопоставление результатов анализа восприятия в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграмма 6. Сопоставление результатов анализа воображения в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и обобщающих этапах эксперимента
Диаграммы фиксируют результаты входной и контрольной диагностик, то есть делают наглядными изменения в развитии соответствующих качеств, дают представление изменений познавательных процессов у детей обеих групп. Так в экспериментальной группе не осталось детей с низким вниманием. В начале эксперимента хорошее внимание было у трех человек, в конце - у семи. Восприятие на «хорошо» изменилось с двух до четырех человек.
Воспитание и обучение младших школьников в кружке «Эрудит» Дома детского творчества города Катав-Ивановска развивает у младших школьников в процессе учебной и игровой деятельности познавательные способности и развивает процессы: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение; формирует способы умственной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать обобщения.
Мы пришли к выводу: если организовать систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка через знакомство с окружающим миром; соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности, то развитие познавательных процессов детей в младшем школьном эффективно.
В результате проведения экспериментальной работы с младшими школьниками мы пришли к выводу, что дети, регулярно посещающие кружок «Эрудит» имеют большую возможность развития познавательных процессов.
В настоящее время общество нуждается в такой организации деятельности детей, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Эту задачу могут выполнить учреждения дополнительного образования.
Уровень обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих и познавательных способностей каждого ребенка. Особенно важно это в младшем школьном возрасте, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали автору возможность определить теоретические основы конструирования и использования игр разных типов, предназначенных для использования на занятии в учреждении дополнительного образования.
Анализ литературы и практики преподавания подвел автора к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.
Статьи по теме:
Методика проведения дидактических ир.
Предлагаем общие методические советы, необходимые для проведения игр: 1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. Выбор игры определяется как уровнем умственного разв ...
Социально-педагогическая коррекция осложненного поведения
подростков
Социально-педагогическая интервенция, или коррекция - это специфический способ вхождения в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирование позитивной адапта ...
Анализ работы педагогов на уроках литературы по
изучению теоретико-литературных понятий
Развитие речи как цель обучения и как средство формирования личности учащегося является одной из основных задач литературного образования в школе. Реализация этой задачи возможна при условии, что в о ...