Субъективные качества: педагогический талант
Субъективные качества учителя – это качества связанные с его педагогическим талантом. «Учитель – это призвание» - эта фраза как раз хорошо отражает понятие субъективных качеств. Совокупность этих качеств в свою очередь отражает позицию педагога.
Позиция педагога – это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности.
Так что же относится к субъективным качествам учителя?
1. Твердая социальная позиция: глубокая убежденность в правильности служения народу.
2. Профессиональная позиция, заключающаяся в проектировочном подходе к человеку: глубокое убеждение в том, что человек всегда может стать лучше.
3. Педагогическое воображение (прогностические способности) – способность, которая выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств учащегося.
4. Дидактические способности – способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, непонятное. неясное – понятным и доступным. Но профессиональные дидактические способности не замыкаются на том, чтобы доходчиво донести материал, знания до учащихся. Необходимо способствовать организации самостоятельной работы учащихся, самостоятельному получению знаний, умно и тонко развивать познавательную активность учащихся, направлять ее в нужную сторону.
5. Академические способности – способности к соответствующей области наук (математика, история, физика, иностранные языки и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебной программы, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в области своей науки, проявлением новых тенденций, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет исследовательскую работу (хотя бы скромную).
6. Организаторские способности – это способности связанные как со способностью организовать ученический коллектив, сплотить его, направить на решение общих задач, координировать его, так и со способностью правильно организовать свою собственную работу, т.е. умение и правильно ее планировать. и самостоятельно ее контролировать и оценивать. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени – умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
7. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на основании этого, а также на основании прекрасного знания предмета и других своих профессиональных качеств добиваться у них авторитета.
8. Коммуникативные способности – способности к общению с детьми (здесь немаловажную роль играет такое личностное качество как любовь к детям), умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения отношения, наличие педагогического чувства такта.
9. Перцептивные способности: умение слушать и слышать (выслушивать); душевная направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведения; умение мысленно представить, смоделировать внутренний мир воспитанника/учащегося (а не приписать ему свой собственный или иной чужой мир, знакомый по опыту); способность к сопереживанию. Способный учитель по незначительным признакам, по небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
10. Способность к распределению внимания между несколькими видами деятельности одновременно имеет особое значение для работы учителя. Способный опытный учитель внимательно следит за формой и содержанием изложения материала, за развертыванием своей мысли или мысли ученика, в то же время держит в поле внимания всех учащихся, поддерживает дисциплину; чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание; следит за собственным поведением: позой, мимикой и пантомимикой, походкой, тембром голоса и др.
11. Широкий кругозор: интересы и компетентность учителя не должны сводиться только к его профильному предмету, он должен быть развит всесторонне, в том числе понимать, что происходит вокруг него не только в ближайшей внешней среде, но и во всем мире в целом; он должен, если не разделять, то хотя бы понимать чем живут учащиеся, в противном случае между учениками и учителем может возникнуть «конфликт поколений».
Статьи по теме:
Особенности работы с глиной и пластилином
Прежде чем начать работу, нужно приготовить и положить около себя на куске сырой тряпки ком лепной глины, стеки, поставить банку с водой. При лепке оформляют глину и вообще работают большим пальцем п ...
Лингвистические и психолого-педагогические основы формирования лексико-грамматического
строя речи в норме
Слово рассматривается в лингвистике как минимальная единица оценки, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, и работа над словом является одной из важнейших в общей сис ...
Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по влиянию
телевидения на воспитание духовно-нравственных ценностей
За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек ...