Процесс обучения методике физического воспитания, как считает Валеева А.М., перенасыщен всевозможными средствами, облегчающими усвоение материала и развитие умений. Это и методы, получившие в последнее время широкое распространение, и введение в урок элементов игры. С одной стороны, это несомненно интенсифицирует рабочую деятельность, а с другой – ведет к недооценке возможности самостоятельной работы. Именно в процессе этой работы у студента активизируются его творческие возможности, развиваются мышление, логика, умение контроля, самоанализ и самооценка. Все эти качества формируют личность педагога, его индивидуальные качества, что имеет большое значение для профессионально-педагогических умений. Поэтому самостоятельную работу можно рассматривать как дополнительный резерв формирования основных педагогических функций преподавателя, таких, в частности, как мотивационно-стимулирующая, конструктивно-планирующая и коммуникативно-обучающая.
Поскольку самостоятельная работа предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого студента, она может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности, опыт преподавания методики физического воспитания и развития детей в педагогическом колледже свидетельствует о важности ориентации процесса обучения на личность студента и выявление его творческих возможностей.
Для успешного физического развития детей большое значение имеет личный пример воспитателя. Осознав это, по мнению Семушиной Л.Г., Борщанской Б.Р., Подлесской Н.С., студенты будут стремиться к физическому самосовершенствованию путем систематических занятий физкультурой и спортом.
Захарова В. М. (1977) отмечает, что характер, содержание и виды самостоятельной работы зависят от учебного предмета, возраста студентов и многих других причин. Автор указывает, что самостоятельная деятельность может быть воспроизводящей и творческой.
Воспроизведение материала - по учебной литературе, записям лекций — необходимое звено в овладении знаниями. Его основные формы: целенаправленное чтение, составление плана ответа, конспектирование, выписывание примеров к отдельным теоретическим положениям, аннотирование, рецензирование. Эти формы можно использовать и на уроках. Работая с литературой, студенты составляют библиографию, картотеку статей по отдельным темам, картотеку примеров по предмету, применяется и такой вид упражнений как коллективное составление плана прослушанной лекции.
Творческая деятельность студентов: написание докладов, рефератов, рецензирование, реферирование, аннотирование статей периодической печати, проведение сравнительного анализа смежных понятий, предложенных преподавателем и подобранных самими студентами, анализ ответов студентов; изготовление дидактических пособий для детей, разработка вариантов игр, составление планов утренней гимнастики, программ вечеров, досуга, изготовление наглядных пособий к уроку, проведение наблюдений за детьми и самонаблюдение.
В исследовании Нестеровой З.И. (1991) обозначены основные направления в профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа:
• формирование у студентов глубоких знаний по основам методики физического воспитания и развития детей; формирование их мотивационной сферы, обеспечивающей прочную связь физического воспитания с профессиональной подготовкой;
• прочное овладение двигательными умениями и навыками упражнений, включенных в «Программу воспитания и обучения в детском саду», и методикой обучения им;
• воспитание организаторских умений в проведении массовых оздоровительных физкультурно - спортивных мероприятий;
Статьи по теме:
Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы
с учащимися «группы риска»
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов д ...
Технологии профилактической социально-педагогической
деятельности в работе с подростками осложненного поведения
Одним из направлений решения проблемы социально-педагогической помощи подросткам с осложненным поведением и организации системы эффективной превентивно-профилактической работы с ними является взаимод ...
Народное образование в россии от Петра I до начала либеральных реформ Александра II
В царствование Петра вместе с преобразованием им России особенно усиливается влияние Запада на все сферы государственной деятельности. В своих реформах Петр производил ломку нашей православной веры н ...