Взаимосвязь наркомании с социализацией детей

Статьи о педагогике » Социализация подростка » Взаимосвязь наркомании с социализацией детей

Страница 1

Одной из самых больных проблем отклоняющегося поведения подростков в современном мире является подростковая наркомания.

0 масштабах этого асоциального явления в России можно судить по следующей статистике: за 1995-2001 гг. число детей, больных алкоголизмом возросло в 2 раза, токсикоманией — в 3,3 раза, наркоманией — в 17,5 раза. Средний возраст приобщения к наркотикам — 15 лет. Распространённость употребления наркотических веществ среди подростков в 4,3 раза выше, чем в среднем по всему населению. Детская смертность от наркотиков в 2003 году увеличилась по сравнению с 1990 годом в 42 раза. Исследования мотивации приобщения подростков к наркотикам, проведённые в школах Московской области в 2002 году, обнаружили следующие мотивы (сохраняется вербальная особенность ответов):

♦ они помогают отвлечься отличных неприятностей50%

♦ это приятно, от них «балдеешь»40%

♦ все друзья пробуют, не хочется быть «белой вороной»35%

♦ употреблять наркотик — это «круто» 23%

♦ на дискотеке надо делать то, что делают все 13%

Указанные мотивы как внутренние побуждения личности требуют причинного объяснения: 50% подростков используют наркотик для ухода от личных проблем, преодолевать которые волевым усилием их не обучили в семье. Ещё 40% школьников воспитывались в семьях, где желания ребёнка возводились в культ, поэтому жизненным принципом этих подростков становится получение удовольствия. Следующие 35% школьников страдают синдромом подражания, нежеланием вступать в конфликт с референтной группой сверстников. В их личностных характеристиках отсутствуют такие важные компоненты социальной зрелости, как независимость, самодостаточность, умение отстаивать свою позицию, которые формируются в семье при правильном соотношении родительской поддержки и контроля. Еще 23% подростков рассматривают потребление наркотиков как способ самоутверждения, обретения высокого статуса в группе сверстников. В этом случае имеет место деформированная система ценностей, что также следует понимать как упущение родительского воспитания. Наконец, 13% подростков предпочитают уступить друзьям в ситуации предложения ими наркотика. Такая идеология свойственна слабовольным детям, с жизненной позицией ведомого, а не лидера, с низкой самоидентификацией, неуверенным в себе, что также есть результат ошибок семейного воспитания.

По оценкам специалистов, примерно 70% подростков, употребляющих наркотики, проживают в неполных или неблагополучных семьях. Повышенная предрасположенность к наркотикам в неполных семьях объясняется исследователями двумя основными причинами. Во-первых, наличие в неполной семье одного родителя внушает ребёнку опасения потерять единственного близкого человека и формирует чувство страха и тревоги, которые он пытается преодолеть с помощью наркотиков. Во-вторых, неполные и, в целом, неблагополучные семьи отличаются терпимостью взрослых к потребителям наркотических и психотропных средств, что в свою очередь притупляет чувство опасности у детей и приводит к более выраженной их готовности попробовать эти препараты.

Распространению подростковой наркомании в определённой степени способствует также несовершенство законодательной базы. Так, в Кодексе «Об административных правонарушениях» ответственность за употребление несовершеннолетним наркотических средств возложена на родителей (статья 167). В то же время именно неблагополучная семья чаще всего является первопричиной приобщения подростков к наркотикам. В другом случае Закон «0 наркотических средствах и психотропных веществах» определяет возможность первичного осмотра несовершеннолетнего до 15 лет для установления диагноза наркомания только с согласия родителей, которые зачастую уклоняются от этой процедуры (статья 54). Указанные выше, как и другие упущения в законодательстве препятствуют своевременному оказанию медицинской помощи подросткам-наркоманам и усложняют процедуру их реабилитации и профилактики. Принято считать главным социальным злом последних лет приобщение подростков к наркотикам, отодвигая на второй план проблему алкоголизма. Однако именно в связи с недостаточным вниманием общества к этому асоциальному явлению подростковый алкоголизм закрепляется и приобретает тяжёлую форму психического заболевания — алкогольного психоза.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Характеристика становления дополнительного образования в России
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об ...

Мероприятия по совершенствованию организации дополнительных образовательных услуг в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №35 г. Челябинска
С целью совершенствования организации дополнительных образовательных услуг в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №35 г. Челябинска запланированы следующие мероприятия: Раз ...

Определение целевого компонента обучения
Организация процесса обучения, прежде всего связана с чётким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения – это не что иное, как идеальное (мысленное) пр ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru