Психолого-педагогические условия изучения теоретико-литературных понятий

Статьи о педагогике » Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий » Психолого-педагогические условия изучения теоретико-литературных понятий

Страница 2

Организация самостоятельной работы школьников, создание проблемных ситуаций, обсуждение и решение дискуссионных вопросов, различные формы внеклассной и внешкольной работы – все, что помогает развить критическую мысль учеников, их готовность и умение пропагандировать и отстаивать свои взгляды, способствует выработке идейно-эстетических позиций учащихся, действенности знаний по теории литературы.

Наконец, отметим значение для успешного овладении теоретико-литературными понятиями межпредметных связей литературы с русским языком, музыкой, изобразительным искусством, историей, обществоведением. Например, координация уроков литературы в V классе с уроками изобразительного искусства, на которых дети знакомятся с картинами В. М. Васнецова, и уроками музыки, где звучат произведения на сказочные темы П. И. Чайковского, Э. Грига, закладывает у школьников понимание различий и взаимодействия искусств. Этой же цели служит обращение к экранизации, театральным и телепостановкам во внеучебное время во всех классах. Как самостоятельные, но и взаимодополняющие выступают уроки литературы и развития речи в средних классах. Если, например, вводится понятие темы, то начинать освоение этого понятия, как свидетельствует опыт, целесообразнее всего с уяснения темы высказывания, темы небольшого сочинения, рассказа по личным наблюдениям. Вполне естественно поэтому следовать за уроками развития речи, опережая их в другом случае, когда для освоения понятий необходимы художественные образы, например, во время знакомства с портретом, элементами композиции, сюжетом.

Необходимо учитывать трудности, нередко встречающиеся в учебно-познавательной деятельности школьников: несоответствие результатов обучения той "программе", которая заложена учителем; "связанность частным случаем", то есть прикрепление понятия только к тому материалу, на котором оно сформулировано, неумение "перенести" понятие на другой материал, в иные ситуации; разрыв между обобщающей мыслью и конкретизацией, между наличием понятия и степенью его осознания, между оценкой, усвоенной на уроке, и собственным, личным отношением ученика.

Эти трудности преодолимы, но лишь при правильной организации всего процесса изучения литературы и усвоения теоретических знаний.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений
Социальные, экономические и идеологические изменения, про­исходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. За 30 л ...

Особенности методики проведения подвижных игр средней группы
В результате воспитательной работы, проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендуемых для детей средней и старшей групп, увеличивается рассто ...

Сущность, основные тенденции и идеи демократизации образования
Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга и т.д. Педагог старается принимать реш ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru