3. Значительные результаты в данном направлении были достигнуты благодаря взаимодействию всех субъектов учебно-воспитательного процесса в воспитании и развитии умственно-отсталых детей (педагогов, воспитателей, дефектологов, медицинских работников, психологов, социальных педагогов) и использованию программно-целевого подхода в организации социально-педагогической деятельности по социальной адаптации умственно отсталых детей с акцентом на социально-бытовую подготовку воспитанников.
4. Проведённая повторная диагностика уровня адаптации воспитанников показала положительную динамику: высокий уровень социальной адаптации показали 40 человек – 30,3% учащихся; средний уровень социальной адаптации показали 64 человека – 48,5% учащихся; низкий уровень социальной адаптации показали 28 человек - 21,2% учащихся. Следовательно, уровень социальной адаптации учащихся по результатам повторной диагностики при сравнении с результатами первичной диагностики значительно повысился, низкий уровень заметно снизился. Таким образом, деятельность педагогического коллектива в целом и социального педагога в частности, направленная на увеличение уровня социальной адаптации, а в конечном итоге, интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум, показала свою результативность.
Обобщённый проанализированный опыт социально-педагогической деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида может быть использован и в других образовательных учреждениях.
Целью нашего исследования было проведение анализа, выявление сущности, специфики и обобщение опыта работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи.
В соответствии с заявленной целью и поставленными задачами нами был проведён анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также изучены проблемы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Исследование проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою методологическую базу и предполагает использование междисциплинарного подхода к изучению данной проблематики. Разработкой проблемы оказания помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья занимаются представители различных отраслей научного знания.
2. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Исследованием проблем воспитания, развития и обучения детей с умственной отсталостью занимаются различные науки: специальная психология, специальная коррекционная педагогика, олигофренопедагогика, дефектология и др. В настоящее время умственно отсталые дети по их способности к обучению делятся на три группы: дети-олигофрены в степени дебильности - способны к обучению, но в специальных школах (по облегченной программе); дети-имбецилы - малоспособны к обучению, но могут приобрести несложные трудовые навыки; дети-олигофрены в степени идиотии - неспособны к труду и обучению.
3. Традиционно в соответствии с действующими инструкциями Министерства просвещения (образования) в специальные (вспомогательные) школы направлялись дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности» или «умственная отсталость в степени дебильности», что полностью соответствовало принципу интегрированного обучения. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид) относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Из всех типов специальных школ вспомогательные были (и остаются) самым многочисленным типом специальных школ. Основной контингент учащихся специальной школы VIII типа составляют дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости - дебильностью. В таких школах-интернатах дети данной категории за 8-9 лет могут освоить учебную программу, соответствующую по отдельным предметам 5-6 классу массовой школы, а также получить доступную специальность. Трудовое обучение занимает главное место в учебном плане и является разделом работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни. Параллельно реализации процессов воспитания и обучения квалифицированными специалистами - медиками проводится лечебно-оздоровительная работа.
Статьи по теме:
Профессиональное самоопределение как процесс
Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека – от проявления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждени ...
Анализ образовательных и авторских программ
Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное иск ...
Особенности творческого воображения подростков
Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческ ...