Основными направлениями работы социального педагога в Серафимовичской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида являются: диагностическое, коррекционно-образовательное, социокультурное, функционально-организаторское, профилактическое, правовое. Основной акцент целесообразно сделать на организацию социально-бытовой подготовки учащихся.
В качестве конечной цели социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» выдвигается их интеграция в социум.
В данной ситуации важной остаётся проблема социально-бытовой подготовки учащихся. Социальным педагогом совместно с педагогическим коллективом школы была разработана и реализована программа социально-бытовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Социально-бытовая ориентация работы по социально-педагогической адаптации направлена на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.
Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в данном направлении призвана решать ряд задач:
· формирование у воспитанников знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
· формирование умений пользования услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;
· формирование экономико-бытовых умений;
· формирование умений организовывать свой досуг;
· формирование представлений и знаний о нормах культуры, взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;
· формирование эмоционально положительного отношения к окружающим.
В рамках данного направления проводились следующие виды мероприятий:
· фронтальные занятия, направленные на выявление имеющихся у детей представлений, знаний и умений по теме и восполнение дефицита имеющихся знаний и умений, а также сообщение новых знаний:
· занятия-практикумы по обучению детей умениям бытового труда (уходу за одеждой, обувью, помещением, приготовлению простейших блюд);
· групповые и индивидуальные занятия, проводимые с детьми, не усвоившими необходимый материал;
· дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.
Для организации и проведения указанных мероприятий использовались следующие методы:
· наблюдение (организуя наблюдение, педагог направляет внимание учащихся на объект наблюдения посредством сочетания демонстрации объекта и активных действий с ним);
· демонстрация опытов;
· демонстрация результатов невыполнения или ошибочного выполнения действий и операций (например, необходимость завязывания узелка на конце нити при подготовке к работе);
· экскурсии (общеознакомительные и тематические);
· беседа;
· моделирование реальных ситуаций и др.
Результаты контроля социально-педагогической деятельности по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья показали, что у учащихся сформированы общеучебные, трудовые навыки, есть запас теоретических знаний. Большинство учащихся получили навыки культурного поведения в быту, санитарно-гигиенические навыки. Старшие дети могут не только полностью себя обслуживать, помогать младшим, но и выполнять качественно многие виды работ. Доказательство этому работа на ремонте изолятора, работа на подсобном участке, ремонт одежды, ремонт мебели, вязание веников.
В период 2007-08 – 2008-09 уч.гг. в профессиональные училища поступило-37,0 % выпускников, в том числе детей-сирот 100 %.
Трудоустроено по месту жительства-38 %, инвалидов-25 %.
В связи с тем, что должность социального педагога введена в ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» недавно, необходимым представляется разработать программу работы данного специалиста по социальной адаптации воспитанников на 2009-2010 уч.г.(см. Приложение 5).
Статьи по теме:
Динамика развития внеклассной работы в России
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литератур ...
Методика проведения подвижных игр
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Усвоив общие ...
Значение и принципы изучения литературы в школе
Изучение теории литературы помогает ориентироваться в художественном произведении, в творчестве писателя, в литературном процессе, понимать специфику, условность искусства, воспитывать серьезное отно ...