Таким образом, эффективность работы по социальной реабилитации умственно отсталых детей в рамках специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида возможна только при комплексном взаимодействии педагогического коллектива школы с психологической службой, органами социальной помощи и защиты, а также четкого взаимодействия социального педагога со школьным психологом, врачом, учителями, воспитателями, администрацией и внешкольными учреждениями.
Междисциплинарный подход к анализу философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет сделать следующие выводы:
1. Понятие социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями следует рассматривать как возвращение, включение, интеграцию в общество, способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.
2. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.
3. Современное состояние медицины и отдельных ее направлений (психиатрии, невропатологии, патопсихологии) не позволяет исправить аномалии высших отделов ЦНС (коры больших полушарий головного мозга) или тип нервной системы. Следовательно, остаются лишь социально-педагогические средства коррекции последствий органического дефекта. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
4. Нормативно-правовую базу проблема воспитания и обучения лиц с нарушениями в развитии на международном уровня составляют такие документы, как: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребёнка (1959), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (1960), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983), Конвенция о правах ребенка (1989).
5. В настоящее время в РФ происходит становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями. Однако очевидна недоработка законодательной базы. Это доказывает отсутствие разработанных полиаспектных программ постшкольной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями.
6. С целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья создана система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений. Выделяют следующие типы учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища.
7. Деятельность социального педагога специальной коррекционной школы VIII вида должна охватывать следующие направления: диагностико-прогностическое; коррекционно-образовательное, социокультурное; организационное; профилактическое; правовое. Эффективность деятельности социального педагога немыслима без тесного сотрудничества с педагогическим коллективом школы, психологической службой, органами социальной помощи и защиты.
8. Разработка программ социально-педагогической деятельности в специальных коррекционных школах VIII вида включает в себя несколько методик, эффективность которых напрямую зависит от успешности налаживания и углубления личных контактов педагогов с детьми: игры, создание коллективных рисунков, написание рассказов, постановка сценок, расширение кругозора и др. Важнейшим результатом социально-педагогической работы с детьми по этим и ряду других направлений являются изменения, которые происходят в эмоциональном состоянии детей.
9. Несомненно, ряд проблем остается пока не решенным. Работа по проблемным направлениям на данный момент является приоритетной, поэтому в данной области социальный педагог призван решать сложные задачи связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием данной категории людей, оказывать им всестороннюю помощи и поддержку, способствуя их успешной социализации.
Статьи по теме:
Игра как средство формирования личности дошкольника
В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса ...
Роль содержания учебного материала и форм организации учебной деятельности
в мотивации учения
Прежде всего, учебный материал должен отвечать познавательным потребностям детей. Учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, чтобы содержание конкретного урока удовлетворял ...
Источники и механизмы развития личности ребенка
В академической науке устоявшимся является положение о системной детерминации развития личности, в схеме которой выделено три основных фактора: индивидные свойства человека как предпосылки развития ...