1 класс. В названном курсе объединены биологические, географические, обществоведческие и анатомические знания, что поможет формировать у младших школьников представление о единстве человека, общества и природы, даст возможность показать детям как важно сохранить гармонию в отношении человека и природы. В основу блока «Природа и человек» курса «Человек и мир» положена концепция экологического образования и воспитания младшего школьника. Наряду с решением задач умственного, эстетического, нравственного, патриотического воспитания. Важной задачей данного блока является задача формирования экологической культуры младших школьников. Известно, что в возрасте от 6 до 11 лет активно формируется базисная сторона культуры коммуникативная, умственная, эстетическая и нравственная.
Формированию экологической культуры способствует также уяснение детьми всесторонней ценности природы. Уже в подготовительном классе не следует подчёркивать и ставить на первое место материальную ценность природы, так как практика показала, что выпячивание материальной ценности природы способствует формированию у детей потребительского отношения к ней. В подготовительном классе изучается три основных блока предмета: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и его здоровье».
2 класс. Во втором классе у учеников углубляется интерес к изучению природы, стремление узнать её тайны и загадки. Происходит систематизация природоохранительных знаний, умений и навыков учащихся.
При изучении неживой природы формируются первоначальные знания об основных её свойствах, и подчёркивается важность сохранения чистоты воды, воздуха, почвы.
Использование научно-популярной природоведческой литературы даёт возможность обсуждать конкретные ситуации и поступки, видеть отношение детей к описываемому, давать мотивированную оценку поведения людей, т.е. возникают реальные предпосылки для преодоления негативных проявлений в поведении учащихся на природе.
3-4 классы. уроки в третьем классе по блоку «Природа и человек» направляют внимание учащихся на более глубокое понимание причинно-следственных связей в природе, на необходимость их сохранения и поддержания человеком. Здесь важно, чтобы не только сообщались новые сведения, обобщались и систематизировались знания по использованию и охране природы, но и формировались ценные нравственные ориентиры, которыми должны руководствоваться школьники в практических действиях и поступках.
Решению этих задач способствуют различные методы и проблемы изучения и закрепления новых знаний с самостоятельной работой учащихся, использование наглядных пособий, периодической печати, работа с учебником, демонстрация учебных телепередач, диафильмов, диапозитивов и др.
Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учётом психологической подготовленности учеников и с учётом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Также на этом этапе проводились наблюдения за учителем на уроках с целью выявления уровня правильной организации и руководства при экологическом воспитании. Я наблюдала уроки по курсу «Человек и мир» и «Математику».
Человек и мир |
Математика |
Тема: «Животные поля» Начало урока организованное, дети настроены на активную работу. Поставлены задачи урока и пути их решения. Домашнее задание проверялось различными способами: - вопросы для коллективного обсуждения (Именно здесь, учащиеся 3 «А» класса самостоятельно определяют правила поведения на лугу, способы охраны животных и растений. Отсюда можно сделать вывод, что экологическая культура у детей присутствует). - тест для выявления уровня усвоения знаний по теме - индивидуальные задания (работа с гербарием) Объяснение нового материала учитель начал с общеразвивающих вопросов вида: «Зачем поля нужны людям? Какой хоз. деятельностью там занимаются? А только ли людям нужно поле? И т.д.». Далее учитель объясняет о назначении поля в жизни людей и животных. Познавательный рассказ дополнил знания детей о природе и её хозяев. После этого дети знакомятся со статьёй учебника на стр.71-73. Далее на уроке имеет место ПР – составление кластера «Животные поля», которую дети выполнят самостоятельно и описание птицы по плану. После самостоятельной работы учащихся, целесообразно проведение физминутки. Для развития логического мышления учитель задаёт вопросы для размышления о способах уборки урожая с полей: с середине поля следует начинать уборку или с конца. (используются иллюстрации) После этого, дети знают как можно сохранить природное сообщество и животных и птиц, которые там живут. На этапе закрепления учитель предлагает разгадать кроссворд. В конце урока были подведены итоги о проделанной работе. Вывод: Урок построен в здоровьесберегающем режиме. Использовались различные методы обучения:игровой, наглядный, практический, словесный. Продуманное объяснения материала, использование проблемных ситуаций. Наблюдалась высокая активность учащихся, самостоятельность. Подводились итоги каждого этапа урока. Воспитывалась экологическая культура учащихся. |
Тема: «Приёмы деления с остатком» Организационный момент урока настроил детей на хорошую активную работу. Узнав тему урока, учащиеся самостоятельно ставят для себя задачи урока. На этапе актуализации знаний учителем проведён устный счёт с использованием экологических задач. После их решения учащиеся размышляют, правильно ли поступали герои задач. На этапе изучения нового материала дети знакомятся с алгоритмом для рассуждения при делении с остатком. Далее выполняют все задания в учебнике по этой теме. На уроке было место и для физминутки с экологическим содержанием. Для проверки усвоения знаний учащихся, учитель ввёл самостоятельную работу. На этапе закрепления, учитель предлагает по картинке составить задачу с экологическим содержанием. После решения такой задачи подводятся итоги работы на уроке и рефлексия. Вывод: Организованное начало урока, оптимальное сочетание фронтального и индивидуального способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке. Главной задачей на уроке – было воспитание экологической культуры детей и с помощью экологических задач учитель добивался поставленной цели. Устный счёт способствовал развитию логического мышления. При изучении новой темы был поставлен проблемный вопрос, совместно проведён поиск решения. В рамках урока подведены итоги работы. Урок прошёл на оптимальном уровне. |
Статьи по теме:
Методика решения задач на построение
Суть решения задачи на построение состоит в том, что требуется построить наперед указанными инструментами некоторую фигуру, если дана некоторая фигура и указаны некоторые соотношения между элементами ...
Этапы научно-исследовательской работы
Каждое научное исследование предполагает общую последовательность выполнения условно самостоятельных его составных частей, которые в дальнейшем будем называть этапами научного исследования. В самом о ...
Динамика развития внеклассной работы в России
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литератур ...