- уровень мотивационной готовности к профессиональному выбору значимо ниже уровня информационной, практической и ценностной готовности (по методике А.П. Чернявской) (p ≤ 0,01);
- в конце 9-го класса (перед выбором образовательного профиля) уровни профессиональной готовности в экспериментальной и контрольной группах значимо отличаются между собой (p ≤ 0,05);
- динамика уровня мотивационной готовности для учащихся экспериментальной группы значимо выше, чем динамика уровня профессиональной готовности по методике А.П. Чернявской (p ≤ 0,05). То есть важнейшим психологическим условием формирования готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте является сформированность мотивационного компонента готовности.
Рис. 3.2 – Средние показатели уровней профессиональной готовности учащихся 8-х и 9-х классов контрольной и экспериментальной групп
Мы сравнили итоговые уровни развития профильной направленности личности школьников в контрольной и экспериментальной группах при помощи статистического критерия χ2. Проведенные расчеты показали, что методика формирования профильной направленности личности, применяемая в экспериментальной группе, является более эффективной, нежели методика, применяемая в контрольной группе.
Рис. 3.3 – Итоговый уровень развития профильной направленности личности учеников контрольной и экспериментальной групп
Важной составляющей эксперимента являлось установление надежности и валидности системы диагностики профильной направленности личности школьников.
Для установления надежности системы диагностики нами применялся метод параллельных форм, в котором использовались две различные формы диагностической методики (формы А и В). В форме А ученикам предлагалось пройти процедуру диагностики с помощью компьютерной программы "Карта выбора профиля" (метод самооценки). В форме В ученики письменно отвечали на вопросы анкеты, а затем оценивали соответствие своих ответов заданным критериям. Результаты самооценки учениками своей профильной направленности по формам А и В сравнивались при помощи метода ранговой корреляции. После соответствующих расчетов мы получили коэффициент корреляции , что говорит о высоком уровне надежности разработанной системы диагностики.
Для оценки валидности системы сравнивались результаты, получаемые с помощью различных методов диагностики (метод самооценки, оценка родителей и учителей, психологические тестовые методики) с пользованием коэффициента ранговой корреляции. Для всех используемых методов коэффициент корреляции составил порядка , что позволяет говорить о высокой степени валидности разработанной нами системы диагностики профильной направленности личности школьников.
Результаты формирующего этапа эксперимента подтверждают эффективность предложенной системы формирования профильной направленности личности школьников, а также надежность и валидность системы диагностики обозначенной выше направленности.
Статьи по теме:
Исследование влияния игры на развитие познавательных
способностей младших школьников
Проведенный анализ литературы, подбор и разработка материалов требуют практической, экспериментальной проверки. Экспериментальной площадкой стал Дом детского творчества города Катав-Ивановска. Практи ...
Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента
Целью констатирующего эксперимента было исследовать и выявить, как произведения русской сказки влияет на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. В констатирующем экспер ...
Рекомендации по организации и руководству кружком
технического творчества
1. Приступать к работе кружка следует после того, как будет подготовлено все необходимое. 2. Серьезное внимание надо уделить комплектованию кружка. 3. Стремиться к тому, чтобы члены кружка были одног ...