Основные условия эффективности экологического воспитания

Статьи о педагогике » Экологическое воспитание детей на уроках в начальных классах » Основные условия эффективности экологического воспитания

Страница 2

Важны положительные примеры учителя, других взрослых, которые активно влияют на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе. Проявлениями гуманного поведения в природе пронизаны многие произведения М. Пришвина, В. Бианки, Г. Скребицкого, Ю. Дмитриева, В. Вольского, В. Лукши, В. Жуковича, В. Витки и других писателей и поэтов, герои которых заботливы, добры, отзывчивы к окружающему их миру, предостерегают от бессмысленного зла, жестокости.

Знакомство с профессиями людей, заботящихся об охране природы (санитарный врач, лесничий, лесник, егерь, охотовед и другие), с их постоянными обязанностями и хлопотами приводит ребят к мысли о том, что каждый человек обязан оказывать им посильную помощь и содействие.

Обсуждение с учащимися последствий безответственного и жестокого отношения взрослых и детей к природе (оставленный мусор, вытоптанная трава, пораненные деревья и др.) нацеливает на негативное отношение к этим фактам. Противопоставление им положительных примеров разъясняет суть правильного поведения в природном окружении.

Отношение человека к природной среде включает в себя знания о природе, нравственно-этические нормы и оценки данного общества, эмоционапьно-эстетические чувства, побуждающие к определенному поведению и деятельности. Отсюда видно, что дидактическую основу охраны природы составляют знания о ней, и в особенности, о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами, а также о влиянии на них человека.

У младших школьников отношение к природе, в первую очередь, проявляется в познавательной сфере. Этому способствуют два фактора. Во-первых, большинство учеников первого и второго классов еще увлечены самим процессом познания: им интересно узнавать что-то новое. Во-вторых, приобретенное умение читать; у младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои вопросы.

Одним из способом формирования у младших школьников мотивации к обучению экологии является использование игровых методов обучения. Такой подход является естественным для данного возраста. При этом традиционные подвижные игры, характерные для самых младших, достаточно просто насыщаются экологическим содержанием. Это может быть, например, подражание повадкам животных, занесенных в Красную книгу, или игры с мячом с названием тех же животных.

Эффективным приемом для формирования мотивации является постановка проблемы. Суть использования этого приема состоит в том, что ученик для устранения проблемы должен сам сформулировать задачу и найти ее решение (например, как собрать еловые шишки). Использование проблематизации приводит к значительному повышению эффективности овладения материалом.

Экологическое образование должно быть ориентировано на формирование высокой устойчивости отношения школьников к природе. Это может быть достигнуто за счёт непрерывности педагогического процесса. Требуется хорошо продуманное планирование разносторонней экологической активности учащихся, с ориентацией не только на психологические особенности школьников данного возраста, но и с учётом «естественного календаря природы». Осенью это может быть сбор плодов и семян для зимней подкормки животных, изготовление кормушек и т.д. Зимой - подкормка зверей и птиц; знакомство с их следами, оставленными на снегу. Весной - развешивание искусственных гнездовий, посадка деревьев. Летом - знакомство с миром и насекомых.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Характеристика группы и анализ методов исследования
В исследовании участвовал группа детей младшего школьного возраста (7-8 лет; 2004 года рождения). Это 1 "В" класс МБОУ Гимназия №2. Количество испытуемых 28 детей младшего школьного возраст ...

Этиология дисграфии
Существует много научных толкований относительно происхождения дисграфии, что говорит о сложности данной проблемы. Изучение этиологии этого нарушения затруднено тем, что к моменту начала школьного об ...

Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе
В отечественной психологии вопросы, связанные с проблемами переходного периода в развитии детей 6 — 7 лет, наиболее разработаны в трудах Л. С. Выготского. Тема кризиса развития ребенка отражена в раб ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru