должен играть образец, -- для них безразлично. Дети выкладывали "любую" елочку, работой своей оставались довольны: "Все получилось", "Все сделал хорошо", "Красиво", "Елочка вышла" и т. п. Неадекватная оценка собственных действий.
Нормально развивающиеся сверстники выполняли задание без ошибок. Осуществляли самоконтроль. Эти дети уверенно оценивали результат своего труда, ибо им с самого начала были понятны принципы выполнения задания. Сличение полученного результата с заданным образцом они производили посредствам выделенных и осознанных ими правил комбинации фигур, "внутренним взором". Все дети продемонстрировали 1 уровень.
Несколько иначе проявляли свою активность дети с ЗПР.
Настя К., не проявив достаточной собранности и организованности на этапе ориентировки в задании, не создает конкретной программы деятельности, относящейся к способам ее реализации. Она поспешила начать действия, руководствуясь общей целью — сложить елочку. Соответственно нужного результата не достигла, но самостоятельно этого не осознала, ибо по своей инициативе не производит сравнения сделанного с образцом. После побуждения взрослого начинает сравнивать, и пытаться самостоятельно устранять допущенные ошибки (3 уровень).
Настя Г., Максим К., Дима Д. не удерживали цель задания, они понимали только то, что им нужно раскладывать фигурки, чтобы получилась елочка, а какая елочка, какую роль в этом раскладывании должен играть образец,— для них это было совершенно безразлично. Дети выкладывали "любую" елочку, работой своей всегда оставались довольны: "Все получилось", "Все сделал хорошо", "Красиво", "Елочка вышла" и т. п. Они были довольны уже тем, что получилась именно елочка (4 уровень).
Вывод. Дети с ЗПР не замечают допущенных им ошибок не только потому, что им трудно пооперационно соотнести результаты собственных действий с образцом из-за сниженного самоконтроля и самооценки, но прежде всего потому, что у них не сформированы необходимые перцептивные действия, в частности зрительное восприятие величины. Общий принцип композиции величин в предложенной модели дети с ЗПР улавливают, а следовать ему в собственных практических действиях оказываются не в состоянии. Самооценка неадекватная.
Блок 5.С целью диагностики сформированности учебной мотивации детям было предложено ответить на 11 вопросов.
Считается, что у детей высокий уровень мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое желание учиться в школе тем, что "хотят быть умными", "много знать" и т. п. Таких детей относят к 1-му уровню готовности. В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы "выполнять задания", "отвечать на вопросы". При этом содержание игры они сводят к реальной учебной деятельности (чтение, письмо, решение примеров и т. п.). Социальный и учебно-познавательный мотивы.
Ко 2-му уровню готовности относят детей, также выражающих желание идти в школу, объясняемое, однако, внешними факторами: "в школе не спят днем", "в школе интересные переменки", "все пойдут, и я пойду". Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя: "учителем быть интересней", "задания не хочу выполнять, а хочу говорить" и т. п. Позиционный и игровой мотивы.
К 3-му уровню относят дошкольников, демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу: "не знаю", "если родители поведут, пойду" и т. п. Внешний мотив.
К 4-му уровню готовности относят детей, активно не желающих идти в школу. В большинстве случаев они объясняют это нежелание "негативным" опытом знакомых школьников ("в школе трудно", "родители ругают за плохие оценки" и т. д.). В игре в школу дети предпочитают роль учителя: " хочу быть главным".
Ответы детей отражены в таблицах 3, 4.
Выделяют следующие мотивы учения:
· Социальный (понимание общественной значимости учения);
· Учебно-познавательный (связан со стремлением получать новые знания);
· Оценочный (стремление получить высокую оценку, одобрение ит.д.)
· Внешний (побуждение со стороны взрослого);
· Позиционный (связанный с интересом к внешним школьным атрибутам);
· Игровой.
Анализ ответов показывает, что дети с ЗПР представляли внешние мотивы учебной деятельности, т.е. побуждения со стороны взрослых; привлечение школьными атрибутами.
К 1 уровню относиться дети логопедической группы Ира К., Женя А. У них преобладают социальные и учебно-познавательные мотивы ("хочу быть умным", "хочу много"). Дети демонстрируют готовность к принятию новой социальной позиции – положения школьника, осознавали необходимость обучения в школе для получения новых знаний.
Ко 2 уровню можно отнести Настю К., Диму Д. из специализированной группы и детей с нормой развития Алину П., Дениса Г. эти дети характеризуются наличием у них позиционного мотива. Этих детей привлекают внешние атрибуты, школьные принадлежности, но значение школьного обучения не осознают.
Статьи по теме:
Задачи и принципы социальной педагогики
Задачи социопедагогики · осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов; · исследова ...
Основы профориентационной работы
Понятие "профориентация" - это ориентация человека на те или иные профессии. Профориентацию также рассматривают как оказание помощи людям в выборе профессии; как систему мероприятий, помога ...
Преимущества альтернативных форм воспитания и образования в дошкольном
образовании
К 2010 году проблема с устройством ребенка в детский сад в Пермском крае должна быть полностью решена. Сейчас региональное министерство образования работает сразу по нескольким направлениям. Разрабат ...