Диагностика и оценка готовности к школе детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития

Статьи о педагогике » Особенности готовности к школьному обучению детей шести-семи лет с задержкой психического развития » Диагностика и оценка готовности к школе детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития

Страница 3

Блок 2. Диагностика умственного развития была проведена с использованием методики "Исключение лишнего". С целью выявления способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки использовалась методика "Исключение лишнего" (исследование на предметном и на вербальном материале, приложение 6).

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

—Что здесь лишнее?

—Почему? Назови отличительный признак.

Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета? Дети, относимые к 1-му уровню, справляются с вербальным вариантом задания и способны сделать правильное обобщение, употребляя при этом адекватные родовые понятия.

Ко 2-му уровню относят детей, которые правильно выполняют вербальный вариант задания, однако нуждаются при этом в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания). Они владеют необходимыми родовыми понятиями, но им трудно сосредоточиться, удержать задание в памяти. Предметный вариант методики никаких трудностей у этих детей не вызывает.

Для детей, относимых к 3-му уровню, необходимо неоднократное повторение задания для поддержания внимания. Им требуется дополнительное разъяснение, зачастую на наглядном материале. Они с трудом припоминают названия некоторых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщающего слова.

К 4-му уровню относят детей, полностью не справившихся с заданием.

Данные исследования в таблицах 1,2.

Таблица 1. Диагностика способности к обобщению у детей с ЗПР.

Фамилия

имя

Методика "Исключение лишнего"

Уровень результата

Невербальный вариант

Вербальный вариант

1.

Настя Г.

+

-

4

2.

Настя К.

+

-+

2

3.

Дима Д.

+

-

3

4.

Максим К.

-

-

3

Таблица 2. Диагностика способности к обобщению у детей с ЗПР.

Фамилия

имя

Методика "Исключение лишнего"

Уровень результата

Невербальный вариант

Вербальный вариант

1.

Женя А.

+

+

1

2.

Денис Г.

+

+

2

3.

Алина П.

+

+

1

4.

Ира К.

+

+

1

Достаточно эффективной оказалась активизация пассивного словаря с помощью ассоциаций, например: "А что мама моет после ужина?", или наводящие вопросы: "Это мебель, посуда или одежда?" и т.д.

Дети с задержкой психического развития: Настя Г., Дима Д., Максим К. справились только с предметным вариантом методики. При этом необходимо было неоднократное повторение задания для поддержания внимания, дети плохо удерживали цель задания. Им требовалось дополнительное разъяснение, зачастую на наглядном материале. Они с трудом припоминают названия некоторых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщающего слова для обозначения той или иной группы объектов. Эти дети демонстрировали 3 и 4 уровни. Настя К. справилась не только с невербальным вариантом, но и правильно ответила на два примера вербального варианта задания (2 уровень).

Женя А., Алина П., Ира К. справились с обеими вариантами методики, сделали правильные обобщения (1 уровень). При выполнении методики на вербальном уровне Денис Г. нуждался в наводящих вопросах(2 уровень).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Опыт по организации дифференцированного обучения на уроках физики в период педагогической практики
Чтобы организовать дифференцированное обучение на уроках физики, нужна была предварительная подготовка: необходимо было разделить учеников на группы по успеваемости. Для этого я изучала классный журн ...

Обследование письменной речи детей 2 класса
Проявления разных видов дисграфии и ее причинная обусловленность у учащихся младших классов изучаются прежде всего в процессе индивидуального обследования детей. Причинная обусловленность дисграфии р ...

Характеристика основных этапов изучения математических понятий
Методика работы над определением предполагает: 1) знание определения; 2) обучение распознавания объекта, соответствующего данному определению; 3) построение различных контрпримеров. Например, понятие ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru