Важно учитывать, что при определенных социальных условиях в рамках спортивной культуры складывается особая "спортивная субкультура", которая включает в себя нормы и ценности, не совпадающие с общекультурными ценностями гуманистической ориентации.
Итак, спортивная культура - это позитивное ценностное отношение социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к спорту, деятельность и ее результаты по усвоению, сохранению и развитию тех ценностей, которые связаны со спортивными соревнованиями и подготовкой к ним.
В соответствии с таким пониманием спортивной культуры она может включать в себя самые разнообразные социальные явления, связанные со спортом: качества и способности человека; определенные формы деятельности; ее средства, механизмы и результаты; определенные типы поведения и связанные с ними идеалы, нормы, правила, санкции; эмоциональные реакции, знания, убеждения, интересы, потребности; социальные институты, отношения, процессы и др. Однако все эти социальные явления становятся элементами спортивной культуры лишь в том случае, если:
а) для социального субъекта они выступают как ценности (признаются как значимые, важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняются, передаются из поколения в поколение, или
б) они обеспечивают и регулируют производство, потребление, функционирование, селекцию, трансляцию, тиражирование, сохранение и развитие ценностей, связанных со спортом.
Если учитывать, что спорт - это прежде всего спортивные соревнования и подготовка к ним, то можно выделить два элемента спортивной культуры: культуру спортивного соревнования и культуру подготовки к ним.
Спортивная культура, как и культура вообще, - это культура определенного социального субъекта, которым может быть отдельный человек (индивид), социальная группа или общество в целом. В зависимости от этого правомерно говорить соответственно о спортивной культуре отдельной личности, какой-то социальной группы или общества в целом.
Основу спортивной культуры личности составляет такое позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризованы индивидом, стали достоянием его собственного внутреннего мира.
Структура спортивной культуры включают в себя следующие основные компоненты:
1) предрасположенность (диспозицию, установку) по отношению к спорту, его ценностям и нормам, показателями (индикаторами) которой являются:
а) позитивное мнение о спорте в виде соответствующих высказываний, суждений о нем;
б) интерес к спорту, к тем образцам, нормам поведения и ценностям, которые с ним связаны, потребность в занятиях спортом, участии в спортивных соревнованиях, желание готовиться к ним (тренироваться), показывать высокие спортивные результаты и т.п.;
в) положительные чувства, переживания, эмоциональные реакции, связанные с занятиями спортом, участии в спортивных соревнованиях, наблюдения за ними и т.п. (мотивационный компонент спортивной культуры);
2) знания о спорте:
а) исходные знания о том, что такое спорт, которые позволяют выделять его, отличать от других видов деятельности, ориентироваться в мире спорта;
б) знания о методике тренировки, организации спортивных соревнований и т.п., которые позволяют правильно организовать подготовку к соревнованиям и участвовать в них в соответствии с принятыми образцами и нормами поведения;
Статьи по теме:
Рекомендации успешного взаимодействия с подростками
Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, ...
Методические особенности изучения нарушений в общении
родителей и подростков с осложненным поведением
Социальный педагог, хорошо зная семьи с конкретным жизненным укладом и их детей, сочетая коллективные и индивидуальные формы работы с родителями, способствует активизации воспитательных возможностей ...
Опыт социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся
Серафимовичской специальной школы-интерната VIII вида
ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» является одной из старейших школ в системе специального образования Волгоградской области. В 1952 году с ...