Диагностика вербальных способностей

Страница 2

Вербальная способность включает в себя ряд частных когнитивно ориенти­рованных процессов, и прежде всего процесс обозначения. Иногда эту знаково-символическую функцию речевой деятельности не совсем точно обозна­чают как «'процесс наименования».

Во многом «процесс наименования» обусловлен особенностями процесса мышления и представляет собой свое­образный переход от невербального содержания к вербальному, причем он непосредственно связан с объемом сло­варного запаса индивида: при декоди­ровании — с объемом пассивного сло­варя, при кодировании — активного.

Однако словарь представляет собой множество различных лексических еди­ниц, упорядоченных искусственным способом. В живой речи эти единицы употребляются не как самостоятель­ные, а, наоборот, как элементы гораз­до более сложных семантически, син­таксически, и грамматически организу­емых 'структур. Способ построения та­ких структур является пока предметом дискуссий, но существует предположе­ние, чтопроцесс этот имеет вероят­ностный характер.

С диагностической точки зрения данное обстоятельство является весь­ма важным, поскольку позволяет объективно и достаточно точно уста­навливать степень связности речи, ко­торая является, несомненно, одним из важнейших компонентов вербальной способности и в своей естественной форме — в процессе коммуникации — не поддается объективному измерению, так как в значительной мере зависит от темы, обстановки, в которой проис­ходит коммуникация, отношений меж­ду участниками коммуникативного процесса. В таком случае возможно использовать метод свободных словес­ных ассоциаций, взаимные связи кото­рых являются прежде всего вероятно­стными и, таким образом, могут впол­не достоверно указывать на богатство и скорость воспроизведения слов в процессе речи.

Из-за не решенного до сих пор спо­ра относительно функционального приоритета семантического или синтактико-грамматического уровней ве­роятностной организации предложения (высказывания) приходится использо­вать оба способа: а) свободные пар­ные ассоциации, которые в первую очередь подчеркивают семантические связи между словами; б) ассоциатив­ное дополнение неполных предложе­ний, что предполагает использование уже синтактико-грамматических свя­зей между словами.

В ходе онтогенеза с возрастанием речевого опыта ребенка развивается автоматизм вероятностной организа­ции высказывания, так как редуциру­ются мыслительно-волевые процессы этой организации. Это, однако, не оз­начает редукцию самих мыслительных процессов, которые связаны с содер­жанием высказывания. Последние, на­против, углубляются, и логическая структура высказывания становится в процессе онтогенеза все более слож­ной. Поэтому при исследовании вер­бальной способности, конечно же, нельзя не учитывать процессы вербаль­ного мышления, которые проявляют­ся — хотя и частично —.в так назы­ваемом процессе наименования.

Думаем, что при постановке и про­ведении исследования имелись в виду не поверхностная вербализация, а по­иски и объяснение тех процессов, ко-

торые конституируют человеческую вербальную способность как целое, имея в виду в первую очередь когни­тивный и только затем коммуникатив­ный (вытекающий из когнитивного) смысл.

Все эти соображения послужили об­щей теоретической основой для разра­ботки восьми диагностических мето­дов, охвативших вышеуказанные про­цессуальные характеристики вербаль­ной способности. К ним принадлежа­ли: 1) субтест по классификации пред­метов (задача состояла здесь в про­стом отнесении названия предмета к одному из классов предметов); 2) наи­менование картинок (задача здесь была гораздо сложнее, так как требо­вала быстрого восприятия наиболее важного события, изображенного на картинке, и последующего его кратко­го вербального кодирования); 3) пись­менный субтест по синонимам (этим методом устанавливался объем пас­сивного словаря); 4) устный субтест по синонимам (при его помощи опре­делялся объем активного словаря); 5) устный субтест по свободным пар­ным словесным ассоциациям (его диаг­ностическая функция была описана выше); 6) устный субтест по дополне­нию последнего, отсутствующего в предложении слова (диагностическое значение этого метода также уже опи­сано); 7) субтест по переструктуриро­ванию предложений (он устанавливал интуитивное понимание синтактико-грамматической и семантической структур предложения); 8) субтест по дополнению отсутствующих в слож­ном предложении союзов (этот субтест на логическое вербальное мышление, так как союзы выражали логические связи между частями сложного пред­ложения).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Проблемы реализации гражданско-патриотического воспитания в МОБУ СОШ № 21 г. Оренбурга
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе ...

Анализ особенностей письма ученика 3 класса
В этой главе мы рассмотрим трудности письма и их преодоление у одного ученика из коррекционного класса. Анализ трудностей письма обнаружил: 1) сложности в ориентировке на тетрадном листе, в нахождени ...

«Идеал учащегося народа» и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы
«Доктрина» российского образования исходит из «идеала учащегося народа» сформулированного В. И. Вернадским в начале ХХ века. Этот общественный идеал исторически сложился в России (Д.И.Менделеев, В.И. ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru