В исследованиях С.В. Фроловой было выявлено, что основой для оптимального профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом учащиеся уже знают группу профессий, соответствующих их склонностям. В этот период они получают информацию об особенностях профессиональной деятельности в предпочитаемых профессиях.
Ведущим компонентом направленности являются мотивы. Выбор профессии побуждается одновременно несколькими мотивами. Основой их является глубокая, устойчивая потребность личности в профессиональной деятельности. Мотивы могут иметь разную направленность, усиливая или, наоборот ослабляя друг друга. Они изменяются и обогащаются в процессе развития ведущей деятельности.
Следующим компонентом профнаправленности является отношение личности к профессии. В процессе профессионального становления личности складывается динамическая система отношений не только к профессионально значимым видам деятельности, условиям и способам их выполнения, но также к членам профессиональных групп, коллективов. Отношения выражаются в удовлетворенности выбранной профессией, перспективами профессионального роста, карьеры.
И так, в структуру профессиональной направленности входят профессиональные ценностные ориентации, интересы, установки, мотивы и отношения. В процессе профессионального становления личности эти компоненты изменяются, образуют разнообразные сочетания и взаимосвязи, что приводит к возникновению относительно устойчивых комплексов направленности.
Так же анализ исследования С. В. Фроловой позволил выявить влияния некоторых социально-демографических особенностей будущих абитуриентов на профессиональное самоопределение. Показано, что старшие дети в семье при поступлении в высшие учебные заведения в большей степени останавливают свой выбор на престижных профессиях типа «человек-знак», одним из ведущих мотивов при этом выступает возможность в последующем получить достойный заработок, обеспечить материально свою семью. Установлено, что младшие дети в семье чаще выбирают профессии типа «человек-человек». А единственные дети в семье выбирают престижные и технические профессии.
Таким образом, обобщая проведенный анализ психологических особенностей профессионального самоопределения старшеклассников, можно выделить следующее: основу процесса профессионального самоопределения составляют проявление и развитие способностей и формирование интересов и склонностей, результатом которого становится выбор профессии, который следует рассматривать как сложный многоэтапный процесс. Конечным результатом профессионального выбора становится выработка и принятие решения на основе знания своих склонностей, интересов, способностей, возможностей и профессиональной пригодности.
Условиями, обеспечивающими оптимальный уровень профессионального самоопределения старшеклассников, являются: личностная зрелость, адекватность самооценки способностей и интересов для овладения будущей профессией, степень полноты представлений о содержании будущей профессиональной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионального самоопределения.
Основные направления реформирования общеобразовательной школы и переход к профильному обучению привлекают все большее внимание исследователей и практиков к проблеме формирования профессионального самоопределения учащихся, изучению его закономерностей. Психологических особенностей на каждом возрастном этапе.
В связи с этим задача нашего исследования заключалась в теоретико-методологическом анализе состояния изученности проблемы профессионального самоопределения. При решении этой задачи мы провели анализ различных концепций профессионального самоопределения в отечественной литературе, позволяющий сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное определение категории «профессиональное самоопределение» и четкие временные рамки этого процесса.
На основе проделанного анализа нами было дано определение профессионального самоопределения старшеклассников как готовности к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным социально-экономическим развитием.
Ядром профессионального самоопределения, осуществляемого в течении всей профессиональной жизни, является оптимальный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий, в целом, представляющий собой избирательное его отношение к миру профессий и к конкретной выбранной профессии.
Профессиональное самоопределение старшеклассников находится во взаимосвязи с личностным самоопределением, являясь важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактулизации.
Статьи по теме:
Элементы принципа народности воспитания по учению Ушинского К.Д.
Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский К.Д. считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3) школ ...
План-конспект урока русского языка
План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему: "Закрепление темы «Бессоюзное сложное предложение»" Цели урока: 1)систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях; ...
Формирование личности в семье
Как уже было сказано в предыдущей главе, есть четыре стиля воспитания. Это демократический, либеральный, попустительский и авторитарный. Но в семье нет определенно одного стиля воспитания. Семейное в ...