Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр

Статьи о педагогике » Развитие внимания у детей 5-го года жизни посредством подвижных игр » Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр

Страница 1

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – неотъемлемая часть человеческой культуры. Игра – особый вид деятельности, сложившийся на определённом этапе развития общества.

Игра является видом непродуктивной деятельности, где основной мотив лежит в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности. Играют не просто с удовольствием, но ради удовольствия, доставляемым игрой.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности.

Прежде всего, такая, свойственная ребенку потребность, как стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Таким образом, через игру, ребенок «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

Ребенку также с первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира. Детские игры предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных. Велика возможность игры, в удовлетворении такой потребности ребенка, как потребность в общении с другими людьми.

Н.К. Крупская подчеркивала влияние игры на развитие ребёнка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

Ф. Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

У немецкого психолога К. Гросса тот же принцип. Он выделяет «игры обычных функций» - подвижные игры, умственные, сенсорные, развивающие волю; «игры специальных функций» - упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).

П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н.К. Крупской деление по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: творческие игры, которые носят самостоятельный характер и игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер.

Новая классификация детских игр разработана С.Л. Новоселовой и представлена в программе «Истоки». В основе классификации лежит представление о том по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Выделяют три класса игр:

1) по инициативе детей – самостоятельные игры:

- игра-эксперементирование;

- сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

2) игры по инициативе взрослого, с целью образования и воспитания:

- игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

- досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные,празднично-карнавальные,театрально-остановочные);

3) игры народные, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, инициатива, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные.

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, внимания, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Метод развивающего дискомфорта
Самая сильная потребность одаренных детей – накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания. Так, на во ...

Формирование целостной картины мира
Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может быть даже заинтересуется, но не сможет соединить свои новые зн ...

Возрастные особенности формирования самооценки у младшего школьника
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru