Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – неотъемлемая часть человеческой культуры. Игра – особый вид деятельности, сложившийся на определённом этапе развития общества.
Игра является видом непродуктивной деятельности, где основной мотив лежит в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом деятельности. Играют не просто с удовольствием, но ради удовольствия, доставляемым игрой.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности.
Прежде всего, такая, свойственная ребенку потребность, как стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Таким образом, через игру, ребенок «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
Ребенку также с первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира. Детские игры предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных. Велика возможность игры, в удовлетворении такой потребности ребенка, как потребность в общении с другими людьми.
Н.К. Крупская подчеркивала влияние игры на развитие ребёнка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу.
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
Ф. Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).
У немецкого психолога К. Гросса тот же принцип. Он выделяет «игры обычных функций» - подвижные игры, умственные, сенсорные, развивающие волю; «игры специальных функций» - упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).
П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
В работах Н.К. Крупской деление по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: творческие игры, которые носят самостоятельный характер и игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер.
Новая классификация детских игр разработана С.Л. Новоселовой и представлена в программе «Истоки». В основе классификации лежит представление о том по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Выделяют три класса игр:
1) по инициативе детей – самостоятельные игры:
- игра-эксперементирование;
- сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);
2) игры по инициативе взрослого, с целью образования и воспитания:
- игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);
- досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные,празднично-карнавальные,театрально-остановочные);
3) игры народные, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, инициатива, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные.
Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, внимания, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Статьи по теме:
Учительство церковно-приходской и земской школ
В допетровской Руси чуть ли не единственным учителем в школе был священнослужитель. Усиление светской и профессиональной направленности в образовании, появление различных типов школ в период XVIII-XI ...
Значение подвижных игр в воспитании детей
Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, твер ...
Понятия «творчество», «творческое мышление», «креативность»
Способность творить – полезное качество, которое может пригодиться как в деловой сфере, так и обыденной жизни, но развить творческие способности непросто. Творчество - деятельность, результатом котор ...