С появлением прялки и ткацких станков вышивкой ста ли украшать домотканые полотна, изготовленные из волокон. натурального растительного и животного происхождения: льна, конопли, крапивы, шерсти животных, шелковых нитей. Сырьем для ниток служи ли те же волокна, которые научились окрашивать природными красителями во множество цветов и опенков. В вышивке, кроме жемчуга, стали использовать мелкие монеты. С появлением текстильной промышленности и получением проволоки в XIV в. возникли вышивка на дорогих и тонких материалах (батисте, бархате, парче, сукне), золотое шитье канителью (тонкой металлической нитью круглого сечения).
В XVIII в., после изобретения бисера, появилась вышивка бисером.
В XIX в. стали изготовляться ткани из химических волокон (искусственных и синтетических), которые тоже стали отделывать вышивкой, в том числе нитями из химических волокон.
В XX в. вышивкой стали отделывать искусственные кожу и мех, рыбью кожу.
Все современные текстильные материалы и кожу можно отделать вышивкой, используя нити натурального и химического происхождения, канитель, жемчуг, бисер, стразы и другие материалы.
Эволюция инструментов и приспособлений
Пяльцы являются приспособлением для натяжения полотна при вышивке. Самыми древними пяльцами (пялами) считаются деревянные пяльцы прямоугольной формы. Они, представляют собой сколоченную из гладких деревянных жердочек квадратную раму. Такие пяла устанавливались на стойки определенной высоты.
Прямоугольные пяльцы в народе звали «круглыми», так как за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам. Macтерицы подбирались с «одинаковой рукой», т.е. опытные, одинаково хорошо владеющие искусством вышивания, создающие вышивальные мотивы похожего почерка (внешний вид каждого из вышивальных швов у всех четырех мастериц должен был выглядеть примерно одинаково).
В «глухих» (неразъемных) пялах имелся существенный недостаток — ткань с вышивальным мотивом большого размера полностью закрепить в них было нельзя. Приходилось каждую часть мотива вышивать отдельно, а затем соединять друг с другом.
Только в конце 30-х годов XX в., когда появились вышивальные фабрики, стали применять пяльцы новой конструкции — в виде прямоугольной рамы, состоящей из деревянных валиков и поперечных линеек. Две стороны предназначенного к вышиванию материала пришивались к полоскам ткани, прибитым гвоздями к поперечным линейкам рамы, а две оставшиеся — к мешочкам с прорезями. Через мешочки были пропущены валики, которые шпагатом притягивались к линейкам рамы.
Вышитую часть изделия накручивали на валик. Подобные пяльцы в цехах ручной вышивки используются и сейчас. Круглые пяльцы, состоящие из двух обручей, появились в XIX в. Сначала они были без винта (деревянный круг изготовляли с помощью клея), затем появились деревянные пяльцы с винтом. Далее появились металлические и пластмассовые пяльцы с винтом и без него.
Используемая для шитья игла — это инструмент в виде заостренного маленького металлического стержня с ушком для вдевания нитки. Кроме швейных, есть еще гравировальные иглы для создания офортов, медицинские иглы (полью внутри) и др.
Первые швейные иглы не были стальными. Первобытный человек, изготовлявший себе одежду из шкур, пользовался каменными и костяными иглами. Иглы были без ушка и дублировали функции современного шила. По данным археологических раскопок можно предположить, что первая игла с ушком, сделанная из кости животного, появилась в обиходе человека позднего палеолита, т. е. около 12 тыс. лет назад. С помощью заостренного кремня наш далекий предок проделывал в игле небольшое отверстие — ушко — и сшивал шкуры нитками из жил. Иглы и булавки, найденные археологами и относящиеся к первому тысячелетию до нашей эры, по своему изяществу и практичности не уступают современным металлическим иглам.
Статьи по теме:
История развития начального профессионального образования
В России история развития начального профессионального образования складывается в середине 17 века с появлением посольских школ. Начальное профессиональное образование в современном его понимании – з ...
Анализ результатов исследования по итогам формирующего эксперимента
В период педагогической практики (февраль - апрель, октябрь - ноябрь 2010 года) нами была разработана и реализована экспериментальная система из пяти уроков, направленная на изучение особенностей раз ...
Этнокультурное воспитание
Фольклор в наши дни является объективной ценностью представляющей собой самобытную целостную систему эстетического и нравственного воспитания. Мы рассматриваем фольклор как универсальное, дидактическ ...