Социально – экономические и политические факторы начала ХХ в., осложненные условиями военного времени, привели к серьезным изменениям как в деятельности школы, так и в подходах к педагогическим проблемам. Следует заметить, что на протяжении всего этого периода во всех ведущих странах Запада школа, может быть, наиболее адекватно, чем какая-либо иная общественная структура, выражала настроения и интересы эпохи. Рынок труда нуждался уже не просто в «универсальном» работнике, а в человеке, обладающем более основательным общим образованием. Однако относительная консервативность внутренней деятельности школы не позволяла ей быстро реагировать на происходящие изменения. В этой связи государство начало активно вмешиваться в организацию школьной жизни. В эти тяжелые годы старались обеспечить бесперебойное финансирование школ, был увеличен срок бесплатного начального образования, предоставлялись в результате введения промежуточных школ права на среднее образование более широким слоям населения, нежели это было раньше. В ХХ в. над становлением педагогической мысли трудились такие выдающиеся педагоги того времени, как У.Х. Килпатрик, К. Уошберн, Х. Паркхерст, П. Петерсен и др.
Наряду с частными особенностями развития школ и педагогики во всех странах Запада в межвоенный период прослеживаются общие закономерности. Расширение производства вызвало необходимость усиления социальной мобильности населения и приспособления к этим целям систем образования. Выросла и роль деятельности квалифицированных педагогов. Их нехватка все еще ощущалась. Весь этот период характеризовался повсеместным проведением школьных реформ, которые были направлены на усиление процесса централизации управления народным образованием. Перед школой встала задача реализации идеи активации методов обучения, выдвинутых реформаторской педагогикой. Для этого разрабатывались и внедрялись в практику новые системы организации учебной работы в школе, предлагались новые методы и организационные формы обучения. Учителя должны были подстраиваться под эти новые методы и учить соответственно им. И для этого приходилось проходить различного рода курсы переподготовки и повышения своей квалификации.
Для стран Запада в целом было характерно, прежде всего, стремление к созданию единых систем образования и повышение общего интеллектуального уровня обучения. И именно таких школьных систем, близких к тем, что сложились в Советском Союзе.
Отдельно следует выделить особенности развития школы и педагогической науки в последнем десятилетии ХХ в. Демократические преобразования позволили восстановить научный диалог между педагогами Востока и Запада, объективно оценить достижения друг друга в сфере образования, приступить к решению проблем, требующих международной координации. Вместе с тем возник и ряд серьезных проблем, связанных с попытками слепого копирования педагогами стран Востока того, что было наработано западной наукой и школьной практикой. Возникла традиция отрицания собственного научного и практического опыта в сфере образования, собственных образовательных традиций.
В конце ХХ в. электронно-вычислительная техника как новое средство обработки и хранения информации стала повседневным атрибутом научной и деловой жизни общества. Необходимость и неизбежность внедрения в образование компьютерных средств очевидна, но процесс обучения с применением персональных компьютеров изучен весьма слабо. Педагоги стран Запада в своей деятельности активно используют персональные компьютеры. Но вот медицинские, психологические и педагогические требования к применению компьютерных средств учащимися только предстоит разработать, и это является одной из важнейших задач теории и практики образования, психологии и медицины. Усиление государственного влияния на школу характерно для всех западноевропейских стран.
В тот период были узаконены три типа средних учебных заведений: современная школа, грамматическая школа и средняя техническая школа. Необходимо отметить, что выпускники современной школы были лишены права поступления в высшие учебные заведения. В 1960-е гг. были учреждены так называемые единые общеобразовательные школы, выпускники которых получали право поступления в высшие учебные заведения. Также в эти же годы началось широкомасштабное движение за устранение остатков расовой и религиозной сегрегации в школе. Во второй половине 1970-х гг. стало заметным снижение уровня общеобразовательной подготовки, даваемого массовой школой. Отмечалось также, что треть взрослого населения не имеет среднего образования. Это объяснялось невостребованностью работников с образованием такого уровня на данном этапе экономического развития.
Статьи по теме:
Функции организации
Школа выполняет множество функций, которые подразделяются на 3 основных категории: -функции поддержания стабильного функционирования школы; -функции управления развитием школы и инновационными процес ...
Математика как наука и как учебный предмет
По определению данным Ф. Энгельсом: «Чистая математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные соотношения действительного мира… Как и все другие науки математика возникла из пра ...
О готовности учителей к работе в условиях инклюзии
Идеи социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного общества привлекают к себе все больший интерес и внимание, как ученых, так и специалистов-практиков. Оплотом инклюзивного об ...