Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоретическое изучение, опытно-экспериментальную деятельность, обоснование научно-методических выводов и рекомендаций.
В университете ее организуют кафедры по специальным программам учебно-научной исследовательской работы студентов. Преподаватели или принимают предложения студентов, или предлагают темы, входящие в общую проблему научной работы лаборатории, кафедры. Последний вариант отличается большей возможностью базового, организационного и материального (приборы, оборудование) обеспечения. Материалы исследований вводятся преподавателями в лекции, семинары, практикумы, включаются в программы спецкурсов, экспериментов и др.
Подготовка к исследовательской работе интенсифицируется на старших курсах, когда студенты выбирают специализацию, тему курсовых и дипломной работы и начинают сбор материала к исследованию. Совместно с руководителем составляются общая программа деятельности, план-проспект дипломной работы, ведется подбор литературы. Программа рассчитана на три года. Сначала студент изучает литературу и делает историко-теоретический обзор, выделяя тенденции развития изучаемого объекта, описывает состояние изученности избранной проблемы. Далее конкретизируется план опытно-экспериментальной работы, создается теоретическая модель исследуемого процесса, определяются критерии и показатели его эффективности на основе сравнения первоначального и последующих срезов и комплексного анализа достигнутых результатов. В ходе всех видов учебной практики ознакомительной, производственной и преддипломной – происходит сбор исследовательского материала путем разных видов наблюдения за объектом, опросов, обобщений.
В любом случае составляется программа собственно опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и корректирующий этапы, по каждому из которых определяются его цель, задачи, содержание, методы, база.
На первом этапе ведется включенное наблюдение за экспериментальной и контрольной группами; проводятся начальные срезы уровня развития, например, тех качеств, которые необходимо сформировать; разрабатываются методики исследования.
На следующем этапе идет поиск путей совершенствования изучаемого процесса: его содержания, форм и методов организации, познавательной деятельности учащихся. Студент-исследователь прежде всего знакомится с программно-методическими материалами – Законом об образовании (1994); Государственными стандартами по общеобразовательной школе; учебниками и учебными пособиями по предмету. Совместно с учителем-экспериментатором проводится апробация рабочих материалов – программ сквозных курсов по предметам, пособий, хрестоматий, конспектов уроков, материалов для учащихся, дневников наблюдений и др. В условиях активной практики (8 недель) студент-исследователь может не только посетить занятия товарищей, но и опробовать свои идеи, применяя комплексные методики и технологии, отрабатывая коллективные и индивидуальные формы работы.
Корректирующий этап эксперимента позволяет проверить по выделенным критериям и показателям результаты сделанного, внести уточнения в предлагаемые рекомендации, сделать общие выводы.
Студентам необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффективной самостоятельной учебной работы.
Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.
Условно выделяются две функции анализа педагогом организации деятельности по самообразованию студентов:
позитивно-творческая – соответствие собственных действий преподавателя требованиям современной вузовской педагогики, прежде всего умение выделить разные теоретические концепции и тенденции массового опыта;
практически-действенная – критическое осознание причин своих трудностей и неудач, приведение своих педагогических приемов в соответствие с конкретными условиями работы – с данной группой студентов в зависимости от ее специфики.
Подобный самоанализ стимулирует умение сочетать теоретические знания с обращением к практическим ситуациям, введение задач, приближенных к актуальным проблемам современности, использование контекстного подхода к обучению, ориентирующего студента на решение профессиональных задач.
Правильно, когда при подготовке контрольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные задания включаются преподаватели родственных дисциплин: использование межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенствования, правильном и своевременном осознании своей индивидуальности – способностей и склонностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня интеллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы.
Статьи по теме:
Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
Г.А. Урунтаева считает, что элементарным проявлением внимания выступает реакция сосредоточения, когда малыш как бы устанавливает свой анализатор так, чтобы лучше воспринять сигнал. На 2-3 неделе жизн ...
Содержание занятий кружка «Изонить»
Задача каждого руководителя кружка — сделать свои занятия интересными и доступными для детей, особенно если речь идет об учащихся начальных классов Тематическое планирование занятий № п/п разделы Кол ...
Старший школьный возраст
Этот возраст характеризует более медленным и равномерным процессом развития. В это время юноши растут заметно быстрее девушек. Половое созревание к 17 годам как правило, заканчивается, и юноши и деву ...