У детей с недоразвитием речи перенос названия одного предмета на другой может происходить на основе:
- звуковой близости слов;
- отождествления наглядной ситуации — замещения названия предмета внешне сходным;
- сходного назначения;
- ситуационной связи предметов друг с другом:
- обозначения вместо предмета всей ситуации или перифраз;
- расширения смыслового содержания;
- сужения смыслового содержания;
- смещения лексико-грамматических признаков сходных слов (Б.Ф. Архипова).
При наличии относительно большего числа имен прилагательных почти все они будут обозначать только конкретные признаки и свойства предметов, но не отношение и принадлежность.
Имена прилагательные относительные оказываются в речи единичными. Подобная картина отмечается и при анализе слов, обозначающих признаки действия (наречий). Предлоги, как правило, используются лишь для выражения наиболее простых отношений между предметами и явлениями объективной действительности (Г.В. Чиркина).
В исследованиях Р.И. Лалаевой выявлены неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер. Наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи являются выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация. Выявлен малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей.
Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии, а отношения противопоставления и родо-видовые встречаются редко, что не согласуется с нормой.
У детей с нормальным речевым развитием отношения противопоставления к 7 годам составляют более половины всех парадигматических ассоциаций, кроме того, замечено, что латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длиннее, чем в норме (Р.И. Лалаева).
Н.В. Серебрякова выявила особенности лексики:
- ограниченность объема словаря, особенно предикативного;
- большое количество замен по семантическому признаку, указывающих на несформированность семантических полей, на недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов;
- незнание или неточное употребление многих общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы, части предметов, части тела;
- замены семантически близких слов;
- замена словообразовательными неологизмами;
- замена однокоренными словами и словами, сходными по артикуляции:
- большая степень немотивированности ассоциаций (Б.Ф. Архипова).
Л.В. Лопатина отметила несформированность большинства компонентов функциональной речевой системы, многих, языковых процессов:
- бедность словаря и трудности актуализации его в экспрессивной речи;
- редко употребляющие слова заменяются другими;
- ошибочно используются слова обобщающего значения (Л.В. Лопатина).
Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета, название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам. Нередко, правильно показывая на картинках заданные действия, в самостоятельной речи дети смешивают их (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) .
Речевые ошибки отражают низкий уровень усвоения языковых закономерностей, нарушение лексической и синтаксической сочетаемости, нарушение норм литературного языка. Они обусловлены прежде всего малым объемом речевой практики (Л.С. Волкова, С.И. Шаховская).
Множественные ошибки встречаются при выполнении заданий на исследование грамматического строя речи. Даже получая помощь взрослого, дети допускают значительное количество ошибок при выполнении заданий на изменение существительных по числам. Большие затруднения вызывают задания на согласование прилагательных с существительными и существительных с числительными в роде и числе. Большинство детей не могут самостоятельно выполнить задания на словообразование: им требуются наглядный образец и помощь взрослого.
Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы, характеризуя величину предмета, используют только понятие: «большой — маленький», которыми заменяют слова: «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий». Неадекватное использование антонимических средств языка обусловлено недостаточностью осознания парадигматических связей и отношений, В языковой продукции распространены модели антонимических пар, в основе которых лежит элемент отрицания.
Статьи по теме:
Роль и значение подвижных танцевальных игр для физического
совершенствования дошкольников
Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизн ...
Программа практикума «Диагностика физического развития детей» и технология
руководства самостоятельной деятельностью студентов при его реализации
Пояснительная записка. Практикум «Диагностика физического развития детей» направлен на формирование самостоятельной работы студентов среднего специального учебного заведения. Включение данного практи ...
Определение понятия самооценки в современной психологии и
педагогики
Самооценка – это оценка, которую дает себе личность; она включает понимание личностью себя и своих реальных возможностей и присущих этой личности качеств, достоинств и недостатков, так же понимание и ...