Можно предположить, что ребенок допускает на письме пропуск букв, слогов или добавляет лишние буквы, слоги вследствие неумения проводить большое число мыслительных операций при письме, когда требуется последовательный фонетический анализ.
В эту же группу (искажения структуры слова), видимо, можно отнести случаи фонетического письма, когда дети передают звучащую речь с помощью фонетической транскрипции (весьма упрощенной). В анализируемых диктантах количество таких работ оказалось значительным. "Малаток" - молоток, "паравос" - паровоз, "чилавек" - человек, "девачка" - девочка, "сабака" - собака, "виршына" - вершина. Именно такое письмо М. В. Панов назвал "фонетической орфографией". То, что Л. В. Щерба обозначил как "фонетическая муштра", для детей - естественно: "афтобус", "трупка", "лошка", "афтаручка", "лотка" - ассимиляция по глухости, "хвосьтик", "гвозьдик" - ассимиляция по мягкости, "транвай" - диссимиляция, "ленчик" - диереза, "флак", "сат" - действие закона конца слова. Но встретились и так называемые "осторожные" дети. Это те, что, однажды допустив ошибку, стараются ее больше не повторять. "Самолед" - самолет, "мошина" - машина, "живодное" - животное.
Особенности русской графики представляют для детей с ЗПР большое препятствие в освоении грамоты. Отсюда значительная группа ошибок на нарушение правил графики: - обозначение мягкости на письме; - употребление букв Е, Ё, Ю, Я; - использование буквы Й.
Выражение палатализованности - непалатaлизованности на письме передается учениками по-разному:
1. Часть детей не используeт данный показатель: "тюлпан" - тюльпан, "возму" - возьму, "толко" - только, "камен" - камень, "далше" - дальше, "малчик" - мальчик.
2. Иногда дети, наоборот, как бы усиливают мягкость, прибавляя Ь к мягким согласным: "мячь" - мяч, "утьк" - утюг, "вьершына" - вершина и др. Думается, что ошибки на вставку/пропуск мягкого знака обусловлены тем, что зрительные знаки Ь и Ъ, которые не обозначают звуков, еще не усвоены, как и способы передачи мягкости на письме.
Ошибки, связанные с косвенным способом обозначения мягкости, весьма разнообразны:
А. Использование гласной, указывающей на твердость предшествующей согласной, вместо указывающей на мягкость: "мач" - мяч, "спычки" - спички, "утук" - утюг, "рысунак" - рисунок, "лустра" - люстра и др.
Б. Употребление сочетания двух букв для передачи мягкости: "тиышына" - тишина, "самалеот" - самолет. При этом ребенок то дополняет мягкость, добавляя йотированный звук, то использует йотированный в сочетании с нейотированным.
С нарушением правил графики связана группа ошибок на употребление знаков, которые выполняют двойную функцию. Написание слов с буквами Е, Ё, Ю, Я характеризуется тем, что в начале слова дети изображают их в виде двух букв: "яащик", "еолка", яасли".
Зафиксировано нами и написание "йолка", на формальную возможность которого указывал И. А. Бодуэн де Куртенэ.
При обозначении йота дети не ставят знак над буквой: "чаиник" - чайник, "скамеика" - скамейка, заменяют Й другими буквами: "чае" - чай, "чаека" - чайка, "скамеяка" - скамейка. Для группы детей характерным оказалось написание ЕИ на месте Й: "чаеи" - чай, "чаеиник" - чайник. Видимо, на данном этапе овладения грамотой дети еще не научились выделять фонему <Й>, произносить ее, отличать от фонемы <И>.
Статьи по теме:
Методы педагогического исследования
Методы исследования в педагогике – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. ( Педагогический словарь). Под методом исследования понима ...
Предмет методики преподавания
МПМ – раздел педагогики, исследующий закономерности обучения математике на определённом уровне её развития в соответствии с целями обучения, поставленными обществом. Иначе говоря, МПМ – наука о матем ...
Возрастные особенности нравственного развития детей
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить и о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л. С. Выгодск ...