Примером такой ситуации может быть обращение «Возьми карандаш», здесь слова «возьми» и «карандаш» употреблены в знаковой ситуации, но они содержат в себе и смысловое значение. Однако если владеть только смысловым значением, то слова оказываются мертвыми, недействующими. Так, дети бы понимали значение слов, но не знали, что им следует сделать. Центральным звеном знаковой ситуации является человек, к которому обращено слово. Коммуникативно-деятельностная система предусматривает такое построение работы, при котором каждое предлагаемое детям слово усваивалось бы в знаковой ситуации.
Суть обучения языку «по принципу формирования речевого общения» состоит в том, что развитие речевой компетенции осуществляется на основе применения языка как средства общения на всех этапах обучения. Школа обеспечивает восхождение глухого учащегося от освоения разговорной (диалогической) к монологической речи в специально организуемых коммуникативных ситуациях. Специальная организация практики речевого общения в процессе деятельности – необходимое условие возникновения и развития языковой способности, усвоения системного устройства языка, компонентами которого являются «языковая способность – речевая деятельность – языковая система».
По словам А.Н. Леонтьева, социальный смысл коммуникации в том, что она обеспечивает любую другую деятельность. Общение рождается в совместной деятельности и существует для деятельности. В условиях школы для глухих детей обучение языку осуществляется в связи с различными видами деятельности. Учитывая особенности психофизического развития глухого ребенка, современный процесс обучения в школе глухих придает большое значение использованию предметно-практической деятельности. Стоит отметить, что языку в системе С.А. Зыкова придается важное значение на всех уроках, обучение ведется на всех учебных предметах.
Формирование словесного мышления неразрывно связано с обучением языку в коммуникативной функции. Глухие дети овладевают словесной коммуникацией и, следовательно, словарным составом, грамматическими явлениями, они усваивают содержащиеся в словах обобщения и отвлечения.
Таким образом, С.А. Зыков рассматривал процесс усвоения глухими школьниками языка как овладение им, прежде всего для общения с людьми. Дети узнают и усваивают языковые значения в широком речевом потоке общения, а не только при последовательной их отработке, они учатся мотивированно употреблять готовые речевые единицы, которые могли бы позволить выражать просьбы, желания, чувства, мысли. Отбор и отработка таких единиц опираются на знание структурной и семантической организации языка, которые усваивают в речевом общении. Ведущая единица коммуникативного уровня – предложение.
Основной прием развития речевого общения – совместная, коллективная деятельность детей и взрослых, в ходе которой в начале обучения сурдопедагоги побуждают учеников к употреблению готовых речевых конструкций. Подтверждением овладения такими фразами служит ответная реакция детей: выполнение действий, инструкций, конкретных заданий. Используются различные формы работы: понимание и выполнение поручений; самостоятельное формулирование вопросов и ответов на них; сообщение о своем желании, отношении, состоянии, деятельности, о выполнении поручения; обращение с просьбой, поручением к товарищу, учителю и др. Для помощи в реализации речевой потребности предусматривается использование письменных табличек с фразами разговорной речи и даже целыми диалогами, которые служат вспомогательным средством на начальном этапе работы.
Овладение речевыми конструкциями разной степени сложности происходит в условиях постоянно расширяющейся речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса, усвоение фонетических и грамматических норм языка. Новый речевой материал вводится в момент возникновения потребности его употребления. Знакомство с ним предполагает контроль со стороны сурдопедагога за осмысленностью речевых действий детей.
Итогом продуманной, хорошо организованной педагогической работы становится овладение глухими школьниками речевым поведением как неотъемлемой частью их жизнедеятельности в целом. Это выражается в их речевой активности, в желании и умении вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и обмениваться ею.
Статьи по теме:
Роль дошкольного учреждения в
повышении педагогической культуры семьи
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Планируя психолого-педагогическое просвещение ро ...
Изучение уровня развития внимания детей 5 года жизни
Опытно-практическая работа по развитию внимания детей 5 года жизни проводилась на базе ДОУ № 1267 Южного административного округа города Москвы. В исследовании принимали участие 10 детей среднего дош ...
Особенности проведения занятий с детьми дошкольного возраста с использованием
сказки
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с ...