Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи, предложенная Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской, включает в себя следующие виды коррекционной работы:
развитие фонематического восприятия при устранении фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания;
развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
развитие слогового анализа и синтеза;
развитие фонематического анализа и синтеза.
Устранению артикуляторно-акустической дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений звукопроизношения.
При устранении аграмматических проявлений смешанной дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.
При устранении оптических проявлений смешанной дисграфии работа проводится в следующих направлениях:
Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
Формирование пространственных представлений.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Н.А. Никашина подчеркивает, что основной методологической предпосылкой системы устранения недостатков письма у младших школьников является позиция взаимодействия различных сторон речи, причем это взаимодействие должно протекать в процессе развития фонетико-фонематических представлений у детей.
Наряду с этим Н.А. Никашина выдвигает основной принцип коррекции дисграфии — принцип правильного сочетания коррекции произношения и развития звукового анализа, тесная взаимосвязь между ними.
Оба эти раздела работы направлены на развитие у учащихся познавательных процессов, наблюдений и обобщений в области речевых звуков, на сознательное определение артикуляционных и акустических свойств звука и на усвоение его смыслоразличительной роли.
О.Б. Иншакова в работу по коррекции трудностей обучения письменной речи включает следующие этапы:
1. Исправление дефектных звуков (занятия с логопедом при наличии такого осложнения);
2. Работа с преподавателем русского языка по специальным методикам:
формирование фонематического восприятия и внимания к словам при воспроизведении на письме оппозиционных фонем;
формирование звукобуквенного анализа;
синтез слова;
развитие способностей анализа и синтеза слов;
развитие способностей конструирования фраз и связных высказываний, темп письма;
расширение словарного запаса.
3. Работа с психологом:
развитие внимания и памяти;
развитие вербальных способностей и осмысление вербального материала;
выявление и коррекция нарушений мыслительных операций (выделение существенных признаков, сравнение и классификация понятий, обобщение и ограничение понятий, систематизация материала, построение логичных умозаключений);
повышение самооценки, эмоциональной устойчивости;
повышение учебной мотивации (снижение уровня тревожности и негативных эмоций);
формирование процессов самоконтроля.
И.Н. Садовникова в своих работах выделяет такое нарушение письма как смешение букв по оптическому и кинетическому сходству, которое не связано ни с произносительной стороной речи, ни с правилами орфографии.
Школьные логопеды довольно часто сталкиваются с этой проблемой. По мнению И.Н. Садовниковой, в распространенности смешений букв по оптическому и кинетическому сходству играет отрицательную роль неправомерное требование "безотрывочного" написания слов без стадии поэлементного написания букв.
Работа над исправлением подобных ошибок может быть успешной только при дополнительной коррекционной работе, проводимой логопедом, психологом, при необходимости и врачом.
Процесс устранения смешений букв по оптическому и кинетическому сходству предполагает коррекционно-логопедическую работу по следующим направлениям:
Статьи по теме:
Особенности детской игры в старшем дошкольном возрасте
Игра старших дошкольников, как правило, коллективна. Она отличается разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, далеко выходящие за рамки их ...
Игра как средство формирования личности дошкольника
В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса ...
Учение Макаренко о коллективе
Латинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе под коллективом понимается любая организованная групп ...