Взаимосвязь педагогической науки и практики

Статьи о педагогике » Основы педагогики » Взаимосвязь педагогической науки и практики

Страница 2

Массовый педагогический опыт

– совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки.

Передовой педагогический опыт

– результат творческого поиска школ и учителей, открывающий новые педагогические факты, создающий новые педагогические ценности, ранее неизвестные в педагогической науке и школьной практике, или существенно модифицирующий применительно к современным задачам обучения и воспитания существующие формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы.

Новаторский педагогический опыт

– принципиально новый опыт педагога, выходящий за пределы имеющихся научных знаний; характеризуется системной перестройкой педагогом своей деятельности, в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.

Система воспитания В. А. Караковского

: В основу концепции принято определение, данное Х.Й.Лийметсом, о том, что воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитательная система имеет сложную структуру, ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы. Ядро гуманистической воспитательной системы – объединение детей и взрослых в коллектив. В самом общем виде в процессе создания и развития системы должны решаться следующие задачи:

- формирование у детей целостной картины мира – целостной и научно обоснованной.

- формирование гражданского самосознания человека, ответственного за судьбу Родины.

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

- формирование у подрастающего человека креативности, «творение» как черта личности.

- формирование самосознания, осознания своего «Я», помощь ребенку в самореализации.

Основные этапы развития воспитательной системы:

Первый этап - этап становления. Причины, побуждающие строить школьные воспитательные системы: признание необходимости системного подхода; наличие оригинальной идей; мода. Главное: цели воспитательной системы сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей. Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развивается инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Управление воспитательной системой происходит как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровне. Третий этап, завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система работает в заданном режиме. Заметно усиливается внимание ученического коллектива к личности. Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. В системе возникают свои механизмы воспроизводства. Она накапливает, аккумулирует и передает по наследству свои традиции. Возникает характерная черта всех хороших систем – социальное наследование. Данный этап не конец процесса системообразования. Состояние устойчивого равновесия не является стабильным, всякая воспитательная система имеет свойство старения. Объективные положительные проявления системы нередко ведут к омертвлению оправдавшего себя опыта, порождают стереотипы, чувство непогрешимости. В этом случае происходит торможение. Двигателем системы является постоянный рост социальных потребностей коллектива. Своевременное удовлетворение этих более высоких потребностей предохраняет систему от застойных явлений. Четвертый этап – обновления и перестройки системы, который может приобретать характер кризиса. Обновление системы осуществляется за счет инноваций, ведущим к изменениям системы, это и поднимает ее на новый уровень. Если не происходит новый виток развития, система прекращает свое существование.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Педагогические особенности развития одаренных детей
В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных ...

Задачи с экологическим содержанием на уроках химии
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных ...

Роль контрольно-оценочной деятельности в развитии мотивации учения младших школьников
В системе уроков необходимо не часто, но своевременно использовать разные виды проверок (предварительную, текущую, тематическую), причем в сочетании устных и письменных, групповых и индивидуальных фо ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru