Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
По мнению исследователей С.Д. Смирнова, В.П. Серкина, Стрелкова В.В, отклоняющееся поведение детей в данном возрасте может быть обусловлено рядом факторов:
особенностями индивидных, в т. ч. нейродинамических, свойств ребенка – нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью (или расторможенностью);
неправильным воспитанием (гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция и др.);
особенностями восприятия и интерпретации ребенком тех или иных действий родителя (если ребенок оценивает действия родителя в качестве препятствия к удовлетворению актуальных потребностей, возникает нарушение поведения);
неадекватным (защитным) реагированием ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
педагогическими ошибками учителей;
стрессовыми ситуациями в семейном социуме, среди которых: развод родителей и их занятость своими личными переживаниями (девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей); смерть близкого человека (девиация как реакция на потерю значимого лица); рождение в семье нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша (девиация как ревность); различные формы насилия, применяемые к ребенку в семье, – унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям (девиация как компенсаторный механизм, как ответ на насилие и др.).
В младшем школьном возрасте наиболее распространены такие формы отклоняющегося поведения, как непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках; детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности и пр.
Е.В. Змановская объединяет все виды отклоняющегося поведения в три группы:
антисоциальное (делинквентное);
асоциальное (аморальное);
аутодеструктивное (саморазрушительное).
В возрастной категории от 5 до 12 лет к первой группе ученый относит такие формы девиаций, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги; ко второй группе – побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество); к третьей – курение и токсикоманию, но в целом, считает ученый, для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.
Типичными нарушениями поведения детей, по М.Э. Вайнер, являются:
гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка);
демонстративное поведение (намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения; варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности);
протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство);
агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия);
инфантильное поведение (сохранение в поведении ребенка черт, присущих более раннему возрасту);
конформное поведение (полностью подчинено внешним условиям – требованиям других людей);
симптоматическое поведение (закодированное сообщение, своеобразный сигнал тревоги со стороны ребенка, например у ребенка закономерно поднимается температура именно в день проведения контрольной работы, диктанта).
Психологи Колесов Д.Б., Каменский Н.Л., Титаренко Т.Н., Яковенко С.И., утверждают, что наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться в младшем школьном возрасте, и выделяют следующие виды и причины:
Безнадзорность учащихся.
Младший школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитарные взрослые. Если же ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями.
Статьи по теме:
Основные задачи курса «Методика физического воспитания и развития детей» в
педагогическом колледже
Пидкасистый П.И. (1996) говорил, что совершенствование деятельности специалиста по физической культуре во многом зависит от качества его профессиональной подготовки в колледже или вузе. Основополагаю ...
Спонтанные группы и свободное общение
Организованный коллектив, складывающийся в школе, является основной группой принадлежности старшеклассника. Но эта группа не единственная. Усложнение и внутренняя дифференциация деятельности и интере ...
История изучения нарушения письменной речи
Впервые на нарушение чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много других работ, в которых давались описания детей с различ ...