Вводно-подготовительная часть урока обеспечивает предпосылки для продуктивной деятельности занимающихся в основной части. Задачи и содержание:
а) начальная организация занимающихся (построение, рапорт о готовности к занятиям, строевые упражнения на месте);
б) создание целевой установки (сообщение задач урока);
в) обеспечение благоприятного психического и эмоционального состояния (выполнение упражнений фронтально, с использованием мелкого инвентаря или игрового метода);
г) общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активизация функций организма (выполнение усвоенных ранее или поддающихся быстрому овладению несложных физических упражнений, различных сочетаний ходьбы, бега, подскоков с постепенно возрастающей, но умеренной нагрузкой);
д) обеспечение решения специфических задач основной части урока (подводящие и подготовительные упражнения к основной части урока).
Основная часть урока предназначена для углубленного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренных учебной программой и планом урока:
а) общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствование функциональных возможностей организма;
б) обучение технике упражнений в целях развития способности управлять движениями собственного тела;
в) формирование специальных знаний;
г) развитие основных и специальных двигательных качеств;
д) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств.
Содержание этой части урока определяется учебным материалом программы.
Заключительная часть урока имеет целью приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность. Типичные задачи и содержание:
а) снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа, упражнения на расслабление мышц и на осанку);
б) регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, упражнения на внимание);
в) подведение итогов урока с оценкой учителем и самооценкой результатов деятельности занимающихся;
г) сообщение домашнего задания.
Подготовка к уроку. Полноценное решение комплекса педагогических задач урока возможно лишь при тщательной подготовке самого урока, учителя к его проведению и школьников к участию в нем. Условно выделенные стороны подготовки органически связаны, и главенствующая роль в их реализации принадлежит учителю.
В подготовке урока различают два последовательных этапа. Цель первого этапа: определение оптимального варианта содержания и построения урока: уточнение сформулированных в четвертном плане учебно-воспитательных и оздоровительных задач; разработка содержания урока с учетом результатов предыдущих занятий; определение системы учебных заданий и дозировки упражнений; выбор методов и методических приемов, адекватных задачам и содержанию урока; определение способов обратной связи (опрос, проверка выполнения и т. п.) на любом из этапов урока, критериев оценки качества работы; определение способов и направлений передвижений в зале (на учебной площадке); подбор дидактического материала (наглядных пособий, обучающих карточек и т. п.), инвентаря и оборудования, определение места и методики их использования в уроке; распределение учебного времени между конкретными видами деятельности учителя и учащихся; определение рациональной структуры урока, последовательности действий учителя; разработка содержания домашних заданий. Конечные результаты планирования фиксируются в конспекте урока, оформляемом в соответствии с установленными требованиями. Второй этап подготовки к уроку выражается в практических действиях по оформлению мест выполнения учебных заданий, определению зон расположения инвентаря и оборудования, расстановке снарядов. Предварительно проверяется техническая исправность снарядов, мелкого инвентаря, мест приземления в секторах для прыжков, состояние матов, беговых дорожек и покрытия игровых площадок. Особое внимание уделяется проверке прочности крепления гимнастических снарядов. Места расположения раздаточного инвентаря и дидактического материала должны исключать неоправданные потери времени при их использовании.
Статьи по теме:
Обучение школьников группы риска с помощью урочной системы
Большинство детей попадают в группу риска в подростковом возрасте. Подросток ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе, сопереживания со стороны родителей, ...
Обследование письменной речи детей 2 класса
Проявления разных видов дисграфии и ее причинная обусловленность у учащихся младших классов изучаются прежде всего в процессе индивидуального обследования детей. Причинная обусловленность дисграфии р ...
Регулирование и контроль над ходом учебно-познавательной деятельности
Регулирование учебно-познавательной деятельности состоит в том, чтобы в каждом случае и на каждой стадии обучения она соответствовала целевым установкам и задачам последнего. На регулирование учебног ...