тренинг формирования жизненных навыков. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной осложненному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о замещающем эффекте осложненного поведения.
Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному воздействию.
Седьмая форма - минимизация негативных последствий осложненного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного осложненного поведения.
По способу организации работы можно выделить следующие формы социально-педагогической работы: индивидуальная, семейная, групповая. В целях предупреждения осложненного поведения используются различные социально-психологические методы. Среди них: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики и др.
В соответствии со спецификой осложненного поведения можно выделить следующие принципы социально-педагогической профилактики:
комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
адресность (учет возрастных, половых и социально-психологических характеристик);
массовость (приоритет групповых форм работы);
позитивность информации;
минимизация негативных последствий;
личная заинтересованность и ответственность участников;
максимальная активность личности;
устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).
Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие.
Диагностический этап, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование осложненного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая Я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некоммуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.). Важно получение информации о положении ребенка в семье, характере семейных взаимоотношений, составе семьи, его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
Тренинговый этап с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающий формирование и развитие навыков работы над собой.
Профилактика осложненного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.
По мнению педагога-психолога Плесюк Л.П., направленность на людей - "своеобразная психологическая повернутость к людям" в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлены на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др., попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.
В основе подавляющего большинства профилактических программ лежит идея психологической коррекции. Нужно найти и затем изменить в процессе коррекции или психотерапии факторы предрасположенности к возникновению осложненного поведения. Поэтому основное внимание исследователей сосредоточено на поиске причин. Однако эмпирические данные исследований противоречивы по характеру, а причины часто путают с последствиями.
Профилактические программы помимо просвещения должны обучать детей жизненным навыкам и развивают личные качества, которые делают детей более устойчивыми к действию факторов риска. Программы обязательно должны в себя включать три типовые задачи:
1) Развитие социальной и личностной компетенции (обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия ответственных решений, выработка адекватной самооценки).
Статьи по теме:
Характеристика методов и выборки исследования
правовой культура школьник воспитание Основным методом исследования является опрос – анкетирование. Опрос – метод сбора первичной информации основан на непосредственном или опосредованном взаимодейст ...
Структура урока по лёгкой атлетике
Каждый урок физической культуры и здоровья, в том числе и легкой атлетики, состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность эти ...
Игра как средство
воспитания
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки ...