Следует отметить, что второй половине ХХ века проблема воспитания и обучения детей с недостатками в развитии возрастает до уровня международной. Многие международные организации держат в поле своего внимания эту проблему: ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Международная лига обществ помощи умственно неполноценным людям и др.
Усилия этих организаций направлены на решение целого ряда проблем:
· разработка методов и критериев диагностики отклонений;
· определение обязанностей государств в отношении этих лиц;
· изучение путей совершенствования системы помощи этим лицам;
· разработка правового положения инвалидов и др.
В 1960 г. в Женеве состоялась XXIII Международная конференция по народному образованию, которая приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. В Конвенции отмечалось, что аномальные дети в зависимости от своих возможностей имеют право на образование в спецучреждениях и в обычных школах среди нормальных сверстников. Конвенция разработала ряд рекомендаций по вопросам организации специального образования: раннее выявление умственно отсталых детей, использование методов диагностики, обеспечивающих предельную объективность, осуществление обязательного и бесплатного образования умственно отсталых детей.
1969 г. - Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию социального благосостояния, в которую вошли положения Конвенции о пособиях по инвалидности. Предусматривалась также защита прав и обеспечение благосостояния детей-инвалидов, обеспечение и защита людей с физическими и умственными недостатками, отмечалась необходимость принятия надлежащих мер по восстановлению трудоспособности лиц с умственными и физическими недостатками.
1971 г. - принимается Декларации о правах умственно отсталых лиц. Декларация признает необходимым оказание умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей, содействие в приобщении их к нормальной жизни в обществе. Декларация о правах умственно отсталых лиц содержит 7 основных положений-принципов, касающихся статуса умственно отсталых лиц. Среди данных принципов следует отметить такие как: право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, право на защиту от эксплуатации, право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень и др. Декларация не имеет юридически обязательной силы для государств, однако, согласно общему международному праву, на ее положения допустимо ссылаться в судебном разбирательстве.
1975 г. - Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию о правах инвалидов. В этом документе уточнены и расширены права аномальных лиц, дано определение понятию «инвалид».»Инвалид - лицо, которое в силу недостатка физических или умственных способностей не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и социальной жизни». Данный документ служит общей мировой основой и руководством для защиты прав данной категории людей.
1983 г. - провозглашена Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. На основании этого принят Закон РФ «О социальной защите инвалидов».
1989 г. - принята Конвенция о правах ребенка – так называемая «мировая конституция прав ребенка», документ провозгласил правовую ответственность государств, принявших её, за действия по отношению к детям. Она определила 4 основные требования, обеспечивающие права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества (ст.6). Сформулировала 2 основополагающих принципа:
Статьи по теме:
Обновление дошкольного образования
Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспит ...
Условия формирования творческого мышления учащихся
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, ...
Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы
с учащимися «группы риска»
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов д ...