Экологическое воспитание в процессе обучения

Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивают внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться её красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяет систему экологического воспитания.

Реализация программных требований по интегрированному курсу «Человек и мир» даёт возможность осуществлять экологическое воспитание с первых дней обучения.

Работа с учащимися по блоку программы «Природа и человек» начинается с уточнения, накопления и систематизации природоохранительных представлений и понятий, показа доступных их пониманию природных взаимосвязей и необходимости сохранения, поддержания их человеком. Уроки проводятся так, чтобы у учащихся появилось желание оберегать природное окружение, оказывать помощь взрослым в его охране.

Большое значение придаётся наблюдениям в природе и экскурсиям, работе с учебным пособием «Природа и человек», дидактическим играм экологической направленности, научно-популярной литературе, разрешению проблемных ситуаций и вопросов.

Первоначально формируются понятия о составных компонентах природы: воздух, вода, почва, растения и животные. Затем постепенно у первоклассников формируется представление, что человек тоже часть природы и связан с ней незримыми нитями. Он пользуется богатствами природы, берёт у неё всё необходимое для жизни. Природа доставляет радость, открывает свои тайны тем, кто любит её, кто с детства привык терпеливо наблюдать её и бережно относиться к ней. Поэтому важно наблюдать и записывать свои наблюдения, анализировать их, делать выводы.

Проведение экскурсий, предусмотренных блоком программы «Природа и человек», также создаёт благоприятные условия для уяснения первоклассниками эстетической ценности природы, её научно-познавательного значения и воспитания гуманного к ней отношения.

Бывая с детьми на природе, учитель приучает их всё замечать вокруг, разглядывать понравившийся кустик, травинку, цветок и выражать своё восхищение природой. Делает всё необходимое, чтобы учащиеся, не просто видели и узнавали деревья и кустарники, животных, уяснили признаки того или иного сезона, но и восторгались их красотой, неповторимостью. Поэтому общение с природой радует и волнует ребят, создаёт хорошее настроение, вызывает чувство восхищения.

Эстетический цикл – литература, ИЗО, музыка, труд – раскрывают эстетическую сущность природы, её неповторимую красоту.

В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад предметы гуманитарного и эстетического цикла. Экологическое воспитание осуществляется на уроках математики, русского и белорусского языках. Очень важно для учителя усилить межпредметные связи на всех уроках.

Статьи по теме:

Методика изучения темы «Многоугольники»
В курсе геометрии VI-VIII классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин, характериз ...

Диагностика профессионально значимых качеств личности, профессиональных склонностей и профессиональной направленности у учащихся старших классов школы 1356 г. Москва
Нормы по СЖО, рассчитанные на нашей выборке, показали, что большинство старшеклассников (88,5% - 177 человек) имеют высокие и средние показатели осмысленности жизни. Они характеризуются как целеустре ...

СМК на современном этапе развития общества. Понятие, функции
Средства массовой коммуникации (СМК) - техниче­ские средства (печать, радио, кинематограф, телевиде­ние), c помощью которых осуществляется распростра­нение информации (знаний, духовных ценностей, мо­ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru