Экологическое воспитание в процессе обучения

Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивают внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться её красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяет систему экологического воспитания.

Реализация программных требований по интегрированному курсу «Человек и мир» даёт возможность осуществлять экологическое воспитание с первых дней обучения.

Работа с учащимися по блоку программы «Природа и человек» начинается с уточнения, накопления и систематизации природоохранительных представлений и понятий, показа доступных их пониманию природных взаимосвязей и необходимости сохранения, поддержания их человеком. Уроки проводятся так, чтобы у учащихся появилось желание оберегать природное окружение, оказывать помощь взрослым в его охране.

Большое значение придаётся наблюдениям в природе и экскурсиям, работе с учебным пособием «Природа и человек», дидактическим играм экологической направленности, научно-популярной литературе, разрешению проблемных ситуаций и вопросов.

Первоначально формируются понятия о составных компонентах природы: воздух, вода, почва, растения и животные. Затем постепенно у первоклассников формируется представление, что человек тоже часть природы и связан с ней незримыми нитями. Он пользуется богатствами природы, берёт у неё всё необходимое для жизни. Природа доставляет радость, открывает свои тайны тем, кто любит её, кто с детства привык терпеливо наблюдать её и бережно относиться к ней. Поэтому важно наблюдать и записывать свои наблюдения, анализировать их, делать выводы.

Проведение экскурсий, предусмотренных блоком программы «Природа и человек», также создаёт благоприятные условия для уяснения первоклассниками эстетической ценности природы, её научно-познавательного значения и воспитания гуманного к ней отношения.

Бывая с детьми на природе, учитель приучает их всё замечать вокруг, разглядывать понравившийся кустик, травинку, цветок и выражать своё восхищение природой. Делает всё необходимое, чтобы учащиеся, не просто видели и узнавали деревья и кустарники, животных, уяснили признаки того или иного сезона, но и восторгались их красотой, неповторимостью. Поэтому общение с природой радует и волнует ребят, создаёт хорошее настроение, вызывает чувство восхищения.

Эстетический цикл – литература, ИЗО, музыка, труд – раскрывают эстетическую сущность природы, её неповторимую красоту.

В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад предметы гуманитарного и эстетического цикла. Экологическое воспитание осуществляется на уроках математики, русского и белорусского языках. Очень важно для учителя усилить межпредметные связи на всех уроках.

Статьи по теме:

Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг —демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действител ...

Психолингвистические исследования деятельности и речевой деятельности
Теория деятельности в отечественной психологии была разработана А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Основу теории составляла идея речи как специфической деятельности человека. Леонтьевым также была ...

Анализ результатов повторной диагностики
Целью повторной диагностики являлась проверка гипотезы, сформулированной в начале исследования. Результаты повторной диагностики по тесту креативности Торренса (задание «Закончи рисунок»). По показат ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru