Сущность экологического воспитания

Страница 2

Эффективная реализация функций экологического сознания ведёт к формированию у школьников экологической культуры, которая включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное её осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил отношения к природе, умений и навыков её изучения и охраны.

Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить следующим образом:

Экологическая культура рассматривается учёными, как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Л.П. Салеева – Симонова определяет экологическую культуру, как качество личности, компонентами которой являются:

- интерес к природе и проблемам её охраны;

- знания о природе и способах её защиты и устойчивого развития;

- нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

- экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

- мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

В концепции экологического образования в школе указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:

- формирование знаний о единстве природы, её значение для жизни человека, о взаимодействии в системе человек – природа – общество;

- формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

- воспитание ценностных ориентаций экологического характера;

- формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам.

Формирование экологически грамотного отношения к окружающей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы.

Цель, задачи и принципы экологического воспитания

Целью экологического воспитания школьников является формирование ответственного отношения к окружающей среде как к главному общественному достоянию на основе принципов общечеловеческой морали; формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Цель системы экологического воспитания заключается в развитии экологического сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; в формировании у них экологической культуры; готовности к активной природоохранной деятельности. И все эти основы экологического воспитания и образования должен сформировать у детей младшего школьного возраста учитель. Ему необходимо выбрать правильные методы и формы работы с детьми на уроке и во внешкольной деятельности. И основными показателями экологического воспитания является понимание школьниками современных экологических проблем, осознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; научить школьников принимать экологически грамотные решения в области природопользования; возродить забытые народные традиции, национальное педагогическое наследие, рассматривающее вопросы отношения к природе.

- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; - развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Элементы принципа народности воспитания по учению Ушинского К.Д.
Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский К.Д. считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3) школ ...

Музыкальная игра как средство развития художественно-творческих и музыкальных способностей
Игра рассматривается педагогикой как одно из самых распространенных общепризнанных средств воспитания детей с задержкой психического развития. Игра – один из путей подготовки ребенка к предстоящей ра ...

«Идеал учащегося народа» и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы
«Доктрина» российского образования исходит из «идеала учащегося народа» сформулированного В. И. Вернадским в начале ХХ века. Этот общественный идеал исторически сложился в России (Д.И.Менделеев, В.И. ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru