В системе общего среднего образования русский язык занимает особое место. Это обусловлено его социальной значимостью.
Русский язык - это родной язык русского народа, часть его духовной культуры, основная форма проявления его национального и личностного самосознания.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, консолидации и единения народов нашей страны.
Русский язык - средство общения, орудие познания и отражения действительности, важнейшее средство воспитания.
Овладение русским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность выпускника школы к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Как средство познания русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации.
Через язык происходит приобщение ребенка к духовно-нравственным ценностям, выработанным человечеством, формирование духовно богатой личности, осознающей ценности собственной национальной культуры, ориентирующейся в быстро меняющемся современном мире, понимающей свою ответственность перед обществом и окружающей средой.
Изучение русского языка и владение им - могучее средство приобщения к культуре и литературе русского народа, к достижениям мировой науки и культуры, средство осознания языка как культурной и эстетической ценности.
В настоящее время, при обучении русскому языку, в теории и практике преподавания огромную роль играют четыре типа компетенций. [4, c.22-26].
Компетенция - совокупность специальных (предметных) и общепредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, а также ценностных ориентаций, сформированная у школьников в результате изучения ими предметной образовательной области и служащая средством достижения компетентности как конечной цели обучения. [22, c.298]
Выделяют лингвистическую, языковую, коммуникативную и культуроведческую компетенции. Они все взаимосвязаны, каждая компетенция играет свою важную роль при обучении русскому языку. (см. таблицу 1)
Таблица 1
Русский (родной) язык
Нас будет интересовать коммуникативная компетенция. Ведь для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.
Статьи по теме:
Анализ результатов коррекционно-логопедической работы
Для того чтобы оценить эффективность опытно-экспериментальной работы, был проведен контрольный эксперимент, в котором принимали участие дети экспериментальной (10 учеников 2-Б класса) и контрольной г ...
Основные характеристики самостоятельной работы студентов
Аналитики Российского научно-исследовательский институт высшего образования (НИИВО) выделяет основные характеристики СРС: 1. Психологические условия успешности СРС. Прежде всего – это формирование ус ...
Психолого-физиологические особенности учеников младшего школьного возраста
Поскольку предметом исследования данной работы являются игровые приемы, используемые для формирования активных лексических навыков на уроках немецкого языка в младшей школы, стоит сначала сделать обз ...