При определении комплекса критериев и показателей сформированности у учащихся профессиональной идентичности основными являются следующие положения:
критерии и показатели должны охватывать все компоненты профессиональной идентичности (Я-образ, Я- концепция, образ профессии, профессиональный идеал, профессиональный образ Я);
Я-концепция (по Р.Бернар) должна включать три составляющие: когнитивную, эмоциональную, поведенческую;
критерии и показатели должны соотноситься с компонентами (подструктурами) личности: когнитивный, потребностно-мотивационный, операционно-практический, эмоциональный, волевой.
Интерес также представляют подходы Л.Б. Шнейдер к выделению отдельных критериев к сформированности профессиональной идентичности.
С учетом этих положений можно выделить следующий комплекс критериев и показателей эффективности процесса формирования у учащихся профессиональной идентичности, который представлен ниже.
Критерии и показатели сформированности у учащихся профессиональной идентичности
1. Когнитивный критерий
1.1. Осознание своих профессиональных интересов и способностей.
1.2. Осознание образа своей профессии и ее требований к человеку.
1.3. Осознание своего соответствия требованиям приобретаемой профессии,
1.4. Осознание перспектив профессионального карьерного роста.
2. Мотивационно-ценностный критерий
2.1. Потребность в приобретении профессиональных знаний и умений.
2.2. Мотивация к успешной учебно-профессиональной деятельности.
2.3. Отношение к избранной профессии как к личностной и социальной ценности.
2.4. Сформированность положительно-позитивного идеала.
3. Эмоционально-волевой критерий
3.1. Позитивно окрашенное отношение к профессиональному обучению и профессиональной карьере.
3.2. Адекватная оценка себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
3.3. Настойчивость в профессиональной подготовке, учебная активность и самостоятельность.
4. Деятельностно-практический критерий
4.1. Сформированность профессиональных умений.
4.2. Положительное отношение к профессиональной деятельности на производственных практиках.
4.3. Ориентация на творчество в учебно-профессиональной деятельности (креативность), стремление к творческому самовыражению, оригинальность, освоение новых технологий и способов учебно-профессиональной деятельности.
4.4. Стремление к самосовершенствованию (самоанализу, самооценке, самообразованию, самореализации, самореализации).
4.5. Академическая успешность и успеваемость.
В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Профессионально важные качества – это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.
В исследованиях В. Д. Шадрикова и его учеников показано, что в процессе профессионализации личности образуются интегративные комплексы качеств. Компонентный состав профессионально обусловленных ансамблей постоянно изменяется, усиливаются корреляционные связи. Однако для каждой профессии существуют относительно устойчивые системы профессиональных характеристик.
Статьи по теме:
Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка
Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труд ...
Особенности психологической
готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
Комплексное изучение дошкольников с ЗПР ведущими педагогами и психологами Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, К.С.Лебединской, В.И.Лубовским, С.Г.Шевченко, Н.Ю. Боряковой, У.В. Ульенковой и др., показало, что ...
Учение Макаренко о коллективе
Латинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе под коллективом понимается любая организованная групп ...