Понятие аппликации
Аппликация (от лат. applicatio – накладывать, прикладывать) – один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т.д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.
Аппликация – это художественная техника выполнения рисунка путем наклеивания на поверхность различных материалов (бумаги, кожи, дерева, ткани, соломки и т.п.).
Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону. Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемно. Это придает большую выразительность изображению. Вырезать и компоновать элементы лучше свободно, не пользуясь шаблонами. Можно даже иногда отказаться и от использования ножниц. Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации – вырезанием и наклеиванием форм.
Как средство художественного оформления аппликации создает своеобразный декоративный эффект.
Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут, как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезая элементы узоров, сюжетных изображений и т.д.
В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное – из геометрических и растительных форм – из отдельных частей и силуэтов) и вырезание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).
Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой – развитию творческих способностей детей. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей.
История аппликации из соломки.
Солома, как поделочный материал, давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Они изготовляли из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской, Кировской областях соломкой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки.
В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18 - началу 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.
Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой. Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух родов изделий: из дерева - мебель, небольшие деревянные бытовые вещи и из ткани - настенные ковры. Разное качество и размеры декорируемых поверхностей, в одном случае твердое дерево и небольшая поверхность, во втором, мягкая ткань и значительные размеры ковра, привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликации геометрическими элементами и аппликации криволинейными элементами. Плавные линии и очертания криволинейных композиций очень непохожи на кристаллические россыпи орнаментальных геометрических. Так же несхожи и технологии их изготовления. Чтобы получить большие элементы криволинейных композиций (лепестки цветов, листья), соломенные ленты наклеивали одну к другой на бумагу. Затем, из полученных пластов, вырезали элементы необходимых форм и размеров. Геометрические элементы, для композиций, выполняемых в технике геометрической аппликации, отсекали сразу от соломенной ленты. Ее небольшая ширина и прямые волокна не позволяли получать какие-либо другие формы и размеры.
Статьи по теме:
Сущность экологического воспитания
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формиро ...
Методика совершенствования работы по воспитанию нравственной культуры у старших
дошкольников
На этапе формирующего эксперимента была разработана методика работы по воспитанию нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста с использованием экологических игр. Методика построена на ...
Задачи, структура, содержание профессионального обучения
Задачи и основную направленность процесса производственного обучения необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с перестроечными процессами происходящими в общество, с учетом основных целей профес ...