Для развития навыков сосредоточения и устойчивости внимания, использовались упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, "Графический диктант" с выявлением закономерностей, составление простых узоров из карточек по образцу, "Наоборот", "Найди ошибку".
"Что изменилось".
Ребенку показывается картинка с изображением 4 - 5 знакомых предметов, затем ее убирают и демонстрируется другая, несколько отличающаяся от первой. Ребенку нужно назвать замеченные им отличия в картинках.
3. Развитие познавательной деятельности традиционно включает в себя:
• формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
• развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т. д.);
• развитие памяти (расширение объема и устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
• развитие восприятия (пространственного, слухового), сенсомоторной координации и речи дошкольников;
Для развития мышления и мыслительных процессов были подобраны упражнения на развитие умения обобщать и действовать с образами: "Подбери пару", "Угадай слово", "Дорисуй девятое", "Продолжи закономерность", задачи-головоломки из пособия С.Д. Забрамной [14] (приложение 11).Например: игра "Четвертый лишний" .
Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением знакомых предметов, и дается инструкция: "Посмотри, здесь 3 карточки можно объединить и назвать одним словом, а одна не подходит к ним. Найди эту карточку, а остальные назови одним словом".
Для развития умения классифицировать детям предлагались карточек с изображением птиц, рыб, посуды и мебели (4 карточки в каждой группе). Давалась следующая инструкция: "Посмотри хорошенько на эти картинки и разложи их по группам. По окончанию работы ребенку необходимо было объяснить свои действия и ответы.
Для развития умения сравнивать, детям предлагали сравнить пять пар объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: 1) одуванчики и ромашки; 2) ели и березы; 3) кошки и собаки; 4) звери и люди; 5) животные и растения. Также использовались игры "Сходства и различия", "Исключения лишнего". С помощью побуждающих и подсказывающих вопросов детям с ЗПР удавалось выделить некоторые несущественные признаки — главным образом признаки различия ("Они похожи цветом на растение. Больше ничем не похожи", "Я забыл, чем не похожи").
Для развития умения действовать с образами использовались
Для развития свойств внимания и памяти детям предлагались следующие задания: "Что изменилось", "Найди ошибку", "Кто больше назовет", "Снежный ком", "Узнавание фигур" (приложение12).
"Что изменилось"
Ребенку давалась установка внимательно посмотреть и запомнить разложенные перед ним 5 (затем 10) картинок с изображением знакомых предметов и назвать их. Затем ребенку предлагали закрыть глаза, картинки выкладывались в иной последовательности или одна убиралась. После чего ребенок должен назвать все изменения. Дети называли одно изменения, в остальных случаях затруднялись.
"Найдите ошибку".
У этой игры много вариантов ребенок может отобрать предметы, одинаковые по форме, цвету, или найти ошибку. Ребенку дается задание найти фигуру, которую не туда положили. Выкладывается несколько стопок карточек, подобранных на основе определенных геометрических фигур, однако среди треугольников лежит квадрат, между ромбами — прямоугольник т. п. Затем ребенок должен сказать, почему он сделал такой выбор, и как нужно исправить задание. После чего выполняет задание.
После выполнения работы на формирующем этапе был проведен контрольный эксперимент. Для выявления уровня развития внимания, мышления, саморегуляции использовались методики Домик", "Графический узор" и методика "Исключение лишнего" (приложение ).
Детям с ЗПР повторно было предложено выполнить методику "Домик", причем вариант задания был несколько усложнен. Результаты выполнения представлены на рис.
Рис. 2. Результаты выполнения методики "Домик",%
На контрольном этапе дети показали более высокий уровень выполнения. Настя К. и Дима Д. продемонстрировали 2 уровень. Дети отличались медленным темпом работы, отвлекались. Допустили по 2 – 3 ошибки. При самостоятельной проверке находили не все ошибки. Максим К. и Настя Г. отличались повышенной двигательной активностью, отвлекались. Количество ошибок сократилось, дети допустили по 3 – 4 ошибки (одинаковый забор с обеих сторон, неправильный угол штриховки и т.п.). Только после прямого указания на ошибки дети исправляли их.
Статьи по теме:
Технология выполнения работ из глины
На практических занятиях учащиеся знакомятся с основными способами лепки: конструктивным, пластическим и комбинированным, применяемыми при изготовлении народных игрушек, фигурок животных и человека. ...
Проблемы
в организации дополнительных образовательных услуг в муниципальном дошкольном
образовательном учреждении детский сад №35 г.
Челябинска
Проведенное исследование выявило проблемы в организации дополнительных образовательных услуг в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №35 г. Челябинска: 1. Недостаточно изуче ...
Преимущества альтернативных форм воспитания и образования в дошкольном
образовании
К 2010 году проблема с устройством ребенка в детский сад в Пермском крае должна быть полностью решена. Сейчас региональное министерство образования работает сразу по нескольким направлениям. Разрабат ...