В ходе исследования был проведен эксперимент в двух третьих классах, экспериментальном и контрольном средней школы №189 города Новосибирска. В классах по 20 человек.
Экспериментальный класс очень дружный и дисциплинированный. На уроке с ними легко работать, так как каждый хочет ответить, никто не остается равнодушным.
Но при этом в классе есть три человека, которые усваивают учебный с трудностями. Когда же в урок включаются коллективные или творческие задания можно заметить, как эти дети преображаются, пытаются ответить.
В ходе экспериментальной работы при изучении и диагностике познавательных интересов и направленности учебных мотивов использовалась методика – методика выбора любимых учебных предметов
.
Цель
: выявить направленность мотивов учебной деятельности и познавательных интересов детей младшего школьного возраста.
Учащимся предлагалось из перечня предметов выбрать самые любимые. Эта методика проверялась, как в экспериментальном, так и в контрольном классе.
Перечень предметов
:
1. Русский язык;
2. Математика;
3. Чтение;
4. Природоведение;
5. Труд;
6. Рисование;
7. Музыка;
8. Физкультура.
По предметам, включенным в анкету, можно выявить направленность интереса к ним. (см. Приложение №1)
На графиках 1 и 2 представлены обобщенные результаты.
Анализ графиков 1 и 2 позволяет констатировать, что наибольшее количество учащихся в экспериментальном классе предпочитают такие уроки, как рисование – 80%, труд – 75%, физкультура – 55%. по мнению детей, на этих уроках больше присутствует творческой и активной деятельности. В контрольном классе предпочтение отдается таким предметам, как чтению – 70%, математике – 50%, природоведение – 50%. Так как на этих уроках узнают много нового, полезного.
На втором месте в экспериментальном классе оказались остальные учебные дисциплины – математика, русский, природоведение, так как, по мнению детей, на таких уроках меньше всего присутствует творческая или игровая деятельность. В контрольном классе на втором месте оказались такие учебные предметы, как русский, музыка, труд, физкультура.
В результате опытно-экспериментальной работы в экспериментальном классе при использовании интересных и увлекательных заданий, организации групповой и индивидуальной деятельности опираясь на опыт и потребности учащихся, у учащихся возрос интерес к учебным предметам: математике, чтению, природоведению, русскому языку.
В контрольном классе интерес к учебным предметам остался без изменения.
Диагностика мотивов учебной деятельности.
Цель:
выявить мотивы учебной деятельности младших школьников методом анкетирования.
Анкета:
1. Учусь потому, что на уроке интересно;
2. Учусь потому, что заставляют родители;
3. Учусь потому, что хочу больше знать;
4. Учусь, чтобы потом хорошо работать;
5. Учусь, чтобы доставлять радость родителям;
6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей;
7. Учусь, чтобы не опозорить свой класс;
8. Учусь, потому что в наше время нельзя быть незнайкой.
9. Учусь, потому что нравиться учиться.
Учащимся класса предлагается из перечня мотивов выбрать те пункты, которые соответствуют их стремлениям и желаниям.
По ответам можно выявить преобладающие мотивы учения детей младшего школьного возраста.(см. Приложение №2)
На графиках 3 и 4 представлены обобщенные результаты.
Анализ графиков 3 и 4 позволяет выявить преобладающие мотивы учения детей младшего школьного возраста. В экспериментальном классе преобладающими мотивами учения являются мотивы,– учусь потому, что хочу больше знать, доставлять радость родителям, чтобы не опозорить свой класс, нравиться учиться
В контрольном классе преобладающими мотивами учения являются мотивы, - учусь потому, что хочу больше знать, доставлять радость родителям, чтобы не опозорить свой класс.
В результате проведенной работы в экспериментальном классе ведущие мотивы учебной деятельности остались, на высоком прежнем уровне, а также поднялся показатель мотива – учусь, потому что на уроке интересно – 20%, в наше время нельзя быть незнайкой – 10%, учусь, что бы хорошо работать – 5%, потому что нравится учиться – 10%, снизился уровень мотива – учусь, потому что заставляют родители – 10%.
Статьи по теме:
Методика обеспечения усвоения математических
понятий
1. Формулировки многих определений (теорем, аксиом) учащимся понятны, легко запоминаются после небольшого числа повторений, поэтому целесообразно в начале предложить их запомнить, а затем научить при ...
Роль и место темы «Многоугольники» в школьном курсе геометрии
В
курсе геометрии VII-IX классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин, характеризу ...
Виды деятельности, используемые на музыкальных занятиях в классах
коррекционно-развивающего обучения
На музыкальных занятиях в классах коррекционно-развивающего обучения используют различные виды деятельности: 1) пение; 2) игру на музыкальных инструментах; 3) психогимнастику. Занятия по музыке значи ...