В 8-9 классах встречаются задания на построение фигур по некоторым заданным элементам. Произвольные треугольники и четырехугольники строятся по сторонам и углам. Четырехугольники особых видов (ромбы, квадраты, прямоугольники) – по сторонам и диагоналям. Рассматриваются приемы описывания и вписывания окружностей в треугольники и четырехугольники.
Алгебраический метод решения задач на построение приводится только в учебнике. В учебнике рассказывается о трисекции угла, квадратуре круга, окружности Аполлония.
В таблице приведен количественный анализ (процент заданий на построение) в учебниках:
Учебники |
Класс |
Всего задач в учебнике |
Из них на построение |
Процент от общего числа задач |
Александров А.Д. и др. “Геометрия 7-9” |
7 |
33 |
8 |
24 |
8 |
643 |
95 |
15 | |
9 |
556 |
89 |
16 | |
Атанасян Л.С. и др. “Геометрия 7-9” |
7 |
362 |
90 |
25 |
8 |
448 |
64 |
14 | |
9 |
321 |
36 |
11 | |
Погорелов А.В. “Геометрия 7-9” |
7 |
218 |
42 |
20 |
8 |
298 |
35 |
12 | |
9 |
206 |
10 |
5 |
Рассматривая учебники, можно отметить, что в них достаточно высок процент заданий на построение в 7 классе, причем рассматриваются стандартные и элементарные задачи на построение. Однако к 9 классу процент геометрических заданий на построение резко падает. Быть может ситуация обусловлена тем, что к 9 классу у всех школьников уже развито логическое и пространственное мышление, сформированы графические умения и навыки, они легко и верно читают любой чертеж, не затрудняются с его интерпретацией, легко строят любой нужный чертеж по тексту задачи? Увы, ситуация совсем не такова. Так как задания на построение составляют базу для работы, развивающей навыки построения фигур, способствующей формированию умения читать и понимать чертеж, устанавливать связи между его частями, то недостаточность этой системы обусловливает плохое развитие пространственного и логического мышления ученика, низкий уровень его графической культуры. Эти недостатки не позволяют ученику эффективно изучать те разделы математики, где самостоятельно сделанная и хорошо понятая графическая интерпретация является тем самым “лучом света в темном царстве”, которого так иногда не хватает школьнику при изучении математики.
Статьи по теме:
Творчество в деятельности учителя физкультуры
В управлении деятельностью учеников на уроке немаловажное значение имеет умение учителя, применяя творческий подход, создавать оптимальный эмоциональный фон. Кстати, эта проблема пока остается наимен ...
Оценка качества постановки вузовской лекции
Необходимость оценки качества лекции возникает во многих случаях. Так, прежде всего, преподаватель, закончив лекцию, может: · сам дать оценку своей лекции с целью их дальнейшей работы по её совершенс ...
Исследование проблем и перспектив внедрения компьютерных
технологий в обучение физике в школе
Компьютерные технологии обучения представляют собой систему обучения, одним из технических средств которой является компьютер. Реализовать компьютерную технологию обучения возможно лишь при наличии с ...