Коммуникативная компетенция - это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. В преподавании родного языка она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (в методике их обычно называют речеведческими) - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д., умения и навыки анализа текста.
Однако эти знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации, овладение различными видами речевой деятельности в разных сферах общения.
Определяющее место в коммуникативной компетенции занимают собственно коммуникативные умения и навыки - умения выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, т.е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации.
Собственно коммуникативные умения и навыки - это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью. Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.
Важнейшая составляющая коммуникативной компетенции - формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях:
на репродуктивном: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, владеть разными видами чтения и т.д.;
на продуктивном: создавать тексты различных стилей и жанров, владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога и т.д.
изложение речь коммуникативная компетенция
Следует отметить особую важность формирования в школе коммуникативной компетенции сегодня. В "Компетенции модернизации российского образования на период до 2010 года" Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названы коммуникативность, готовность к сотрудничеству. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик этой личности становятся ее коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Формирование коммуникативной компетенции, предполагает овладение различными видами речевой деятельности. Схематично это можно представить таблицей (см. табл.2).
Таблица 2
Речевые умения и навыки включают в себя умения и навыки понимания (аудирования) русской речи, чтения, письма, говорения. Иначе говоря, каждый из названных видов речевой деятельности характеризуют свои речевые умения и навыки. Например, в основной школе аудирование предполагает формирование таких умений и навыков, как понимание цели говорящего, адекватное восприятие устной речи. Чтение - владение умениями и навыками различных видов чтения - ознакомительного, поискового, изучающего, просмотрового. Говорение - логично, непротиворечиво, точно излагать свои мысли, участвовать в диалоге, полилоге, уметь вступить в речевое общение и поддержать разговор и т.д.
Введение коммуникативной компетенции как понятие цели обучения, обуславливает изучение теории деятельности и речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма) как видов речевой деятельности без знаний которых невозможно организовать психологически и методически правильно развитие коммуникативной компетенции.
Статьи по теме:
Динамика развития внеклассной работы в России
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литератур ...
Влияние на всестороннее развитие ребёнка игры, особенности и виды
дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного
возраста
Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Детская игра - это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и с ...
Характеристика методов и выборки исследования
правовой культура школьник воспитание Основным методом исследования является опрос – анкетирование. Опрос – метод сбора первичной информации основан на непосредственном или опосредованном взаимодейст ...