Описание диагностических методик

Страница 2

Для изучения личностных свойств, которые также включаются в процессы регуляции поведения и активности, применялся комбинированный личностный опросник (КЛО), схема экспертной оценки личностных особенностей, непараметрический вариант социометрии. Опросник КЛО создан Г.Е.Леевиком на основе личностного опросника Р.Кеттела. Результаты обследования позволяют нарисовать психологический портрет испытуемого по 25 параметрам, которые группируются в таком порядке: 1) свойства и типы темперамента; 2) эмоциональная сфера; 3) волевая сфера; 4) интеллектуальная сфера; 5) коммуникативная сфера; 6) мотивационная сфера; 7) межличностные отношения.

Для дополнительного изучения психодинамических характеристик индивидуальности был выбран опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова. Социально-психологические свойства личности измерялись через процедуру непараметрической социометрии (Дж.Морено).

Статистическая обработка полученных в ходе исследования данных проводилась через применение одномерных статистик, критерия различий, корреляционного, факторного, кластерного, дисперсионного анализа ANOVA. Статистический анализ осуществлялся при помощи программных комплексов Microsoft Excel, SPSS 10.0 for Windows.

Склонность к экстраверсии и интроверсии определялась по опроснику Юнга, методика проведения которого приведена в Приложении 1.

Профильная направленность личности ученика – это внутренняя характеристика мотивационно-эмоционально-ценностной сферы личности, которая определяет основное содержание профильного самоопределения школьника и является неотъемлемой составляющей готовности ученика к выбору профиля обучения.

Содержание данного понятия раскрывает его структура, включающая основные, сопутствующие и фоновые компоненты.

Мы использовали систему критериев, разработанных Чепиковой Е.В., позволяющих определять уровень развития профильной направленности личности школьника:

четкие цели учебной деятельности, связанные с профильным и профессиональным самоопределением;

преобладание познавательных, профессиональных и социальных мотивов учебной деятельности над мотивами прагматическими;

устойчивый интерес к профильным учебным предметам;

положительное отношение к учебной деятельности в профиле;

ранжированная система образовательных ценностей, в которой ведущее место занимают знания как самоценность и средство продолжения образования и освоения профессии;

наличие способностей, необходимых для успешной учебной деятельности в профильных старших классах, в дальнейшем образовании и профессиональной деятельности;

наличие системы знаний и умений, необходимых для учебной деятельности по профилю;

адекватная оценка учеником своей профильной направленности и ее соответствия требованиям выбранного профиля.

Уровень развития профильной направленности личности школьников оценивается в соответствии с приведенной системой критериев по пятибалльной шкале (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий уровень).

Для количественной обработки результатов диагностики профильной направленности личности школьников использовалась математическая векторная модель.

Вектор профильной направленности личности изображается в трехмерном пространстве, в котором каждая ось координат соответствует определенному профилю (например, естественнонаучный, социально-гуманитарный и технологический профили).

Координаты вектора определяются по результатам диагностики, переведенным в числовую форму представления при помощи системы критериев и уровней. Пример построения вектора профильной направленности личности ученика представлен на рисунке 3.1.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Широкое использование коллективной предметно-практической деятельности в обучении глухих детей
В сурдопедагогике доказана значимость групповых форм деятельности, и особенно предметно-практической деятельности, для интенсификации речевого развития глухих школьников, начата разработка методики о ...

Обучение школьников группы риска с помощью урочной системы
Большинство детей попадают в группу риска в подростковом возрасте. Подросток ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе, сопереживания со стороны родителей, ...

Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению недостатков письменной речи младших школьников
В настоящее время разными авторами разработаны методические указания к ведению логопедической работы по устранению нарушений процесса письма (Бенедиктова Л.В., Ефименкова П.Н., Корнев А.Н., Лалаева Р ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru