В 1918 году началось создание коммунистических организаций старшеклассников – гимназистов и реалистов, так как первоначально комсомол объединял, как правило, рабочую молодежь. В 1918–1919 годах в столице действовал союз учащихся-коммунистов, по инициативе которого в апреле 1919 года в Москве состоялся Всероссийский съезд учащихся-коммунистов. Съезд высказался за объединение с комсомолом и принял резолюцию «О школьной революции», в которой содержались призывы к совершению «школьного Октября» и введению неограниченного самоуправления учащихся. Вскоре, летом 1919 года, организации школьников-коммунистов вошли в состав РКСМ.
В последующие годы работа комсомольских ячеек в московских школах организовывалась под руководством школьных отделов МК и райкомов ВЛКСМ.
При поддержке педколлективов и комсомола в Москве бурно развивалось пионерское движение. С 1932 по 1935 год число пионерских отрядов увеличилось более чем в 2 раза и достигло 4398. В них осваивали навыки социального творчества почти 200 тыс. юных москвичей. На пионерских сборах обсуждались все волнующие события жизни страны в 30-е годы. Так, увлечение пионеров Челюскинской эпопеей вылилось в массовую организацию географических кружков. В школах и домах пионеров работали художественные, технические и спортивные объединения; литературные, драматические, технические и музыкальные студии развивали творческий потенциал детей. К 1934 году в школах Москвы работали свыше 2 тыс. таких кружков.
С 1933/34 учебного года в Москве стали организованно проводиться зимние каникулы учащихся. Зимой 1935/36 учебного года в городе прошел первый детский фестиваль искусств, в ходе которого было организовано бесплатное посещение школьниками театров, кино и музеев.
Следует отметить, что если до 20-х годов система внешкольного образования находилась в стадии поиска и становления, то в 30-е годы она получила свое научное обоснование как система внешкольного воспитания и внешкольной работы.
В конце 30-х – начале 40-х годов значительное внимание уделялось при этом оборонным вопросам – в связи с милитаризацией всей жизни страны в условиях жесткого военного противостояния, началом второй мировой войны. В городских и всесоюзных оборонных соревнованиях по стрельбе, прыжкам с парашютом участвовали многие сотни московских учащихся. Юные москвичи заняли на них первое место в стране (1940), стали первыми участниками военизированных игр.
В 30–40-е годы система внешкольной воспитательной работы в основном сформировалась, что дало возможность стимулировать и развивать творческие способности и интересы детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта, а также определить типы внешкольных учреждений – специализированные и комплексные.
В этот период значительно повысилась роль внешкольных учреждений через увеличение охвата подростков. Одновременно с этим повышается значимость индивидуально-личностного подхода, расширяется сфера его применения, повышается статус ребенка как личности.
К концу 1940 года сеть внешкольных учреждений насчитывала в системе народного образования 1846 учреждений.
Первая половина 40-х годов была наполнена активной деятельностью ребят, педагогов и общественных организаций Москвы. Дети и педагоги городского Дома пионеров, районных домов откликались на все начинания в городе во имя конкретной помощи фронту. Ребята собирали: цветной металлолом, патефонные пластинки, подушки для госпиталей, шили воротнички, вязали перчатки, варежки. Это был труд ремесленных кружков.
В специфических условиях 40-х годов деятельность внешкольных учреждений была направлена на шефство над госпиталями, сбор лекарственных трав, выполнение заказов военных предприятий, овладение военным делом. Только в 1942–1944 годах пионеры и школьники выработали на полях колхозов и совхозов 589 млн. трудодней! В это же время ребята собрали 186 тыс. тонн лекарственных и других полезных дикорастущих трав и растений! Пионеры собрали сотни тысяч тонн металлолома.
Годы войны ярко продемонстрировали значение внешкольных учреждений в подготовке и развитии специалистов-профессионалов. Выдающийся летчик, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации А.И. Покрышкин так писал об этом в своих воспоминаниях: «Десятки тысяч широко известных специалистов, конструкторов, ученых, начинавших свой путь в технических кружках, внесли достойный вклад в развитие технического прогресса, а в годы Великой Отечественной войны с честью защищали свободу и независимость нашей Родины».
В послевоенный период формы и методы работы с детьми определялись задачами воспитания и перспектив развития школы. В этот период внешкольная работа становится предметом внимания органов народного образования всех уровней.
В 1946 году впервые после войны зажглись огни самой «главной» елки страны – кремлевской. В апреле 1947 года впервые как всенародный праздник было отмечено в городе его 800-летие.
Статьи по теме:
Особенности речевого развития детей на разных возрастных этапах
Развитие речи ребенка происходит в несколько этапов, на каждом из них осуществляется структурное изменение речи, совершенствование механизмов, накопление словарного запаса, овладение новыми видами и ...
Методические рекомендации к организации проектной деятельности
Творческий проект выполняется в соответствии с программой и Учебно-методическим планом предмета технологии. Основными целями проектной деятельности является: · развитие активной творческой личности, ...
Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников
По мнению Е. В. Низьевой на особенности процесса профессионального самоопределения старшеклассников оказывают непосредственное влияние следующие основные группы факторов: личностные характеристики, с ...